Вторник, 2024-04-30, 11:08 PM
Начало Каталог статей
Меню сайта
Категории статей
Фольклор [2]
Все о народных фольклорах
Актуально [28]
экономика, политика,северный завоз, социум
Народы [2]
Люди Севера [9]
Промышленное освоение Якутии [1]
Из улусных газет [0]
статьи из улусных газет
Северные животные [2]
все самое интересное про северных животных
Поиск по статьям
Сайты партнеров
Наш опрос
Что бы вы хотели знать о коренных малочисленных народах?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 366
Статистика
Каталог статей
» Каталог статей » Люди Севера
Чем живет молодой оленевод?

Чем живет молодой оленевод?
Оленевод из Якутска

- Расскажи о себе.

- В данное время живу в Якутске, тут я родился. Однако вырос и окончил школу - малокомплектную кочевую - в Алданском улусе, в селе Хатыстыр. Нас в семье четверо - мама, бабушка и я с младшей сестрой. Живем то в Хатыстыре, то в городе.

- Ты участвовал в работе конференции Сети общественного экологического мониторинга. Зачем?

- Можно сказать, я всегда был заинтересован в получении знаний о том, как вести местное самоуправление. Поэтому при возможности хожу на разные курсы по повышению знаний. Так, окончил в 2005 г. курсы социального развития кочевых общин при Ассоциации коренных малочисленных народов Севера (АКМНС), в этом году прошел их повторно, уже по направлению экологического и этнологического туризма. Курсы организовали Центр содействия КМНС РФ и общественная организация коренных народов Севера "Норд пипл".

- Как ты стал оленеводом и охотником?

- Все идет с детства, традиции закладываются именно тогда. Много времени проводил со взрослыми на пастбищах, учился оленеводству, охоте. Так постепенно стал кадровым охотником своей общины. Можно сказать, отдельная заслуга в этом - нашей школы, она очень хорошая. Мы проходили предметы по школьной программе, а также готовились к занятию оленеводством, охотничьему искусству. Я с детства общался с оленями и сейчас самый юный из оленеводов - охотников.

- А как же близкое окружение, родственники? Ведь говорят, что именно они учат традициям.

- Конечно. Большое влияние на мою жизнь оказал дядя - Отинов Анатолий Викторович, он был для меня большим авторитетом, к его мнению я всегда прислушивался. Дядя был главой нашей общины, лидером, прославленным, удачливым охотником. Кроме того, он занимался защитой родной природы, устраивал для населения различные образовательные семинары.

- Ты сейчас в Якутске, а планируешь вернуться в Алдан?

- Да, хотя дела есть и в городе, но от дяди в наследство достались охотничьи угодья, около 150 тысяч га земли. Земля зовет, ее нельзя бросить. Летом планирую заняться ею.

70 км экологии

- К нам в "Эйгэ" уже обращалась твоя бабушка, Мария Романовна, она сообщила, что вы открыли в Алдане свой этно-экологический центр. Расскажи о нем.

- Экоцентр общины "Юнгюэле" расположен на берегу Алдана. Заработал он в 2004 г. Тогда мы собственными силами провели первые семинары по экологии для жителей села и близлежащих наслегов. В 2006 г. заработали уже несколько направлений экологического центра. Например, разработали экологическую тропу протяженностью 70 км, она уходит в сторону Станового хребта.

Прошлым летом организовали обучающий семинар по экологии для школьников из Усть-Майского и Мегино-Кангалаского улусов, Хатыстырской СШ. Наш центр сотрудничает с Департаментом по делам коренных малочисленных народов Севера, АКМНС. Хотелось бы отметить его руководителя - Руфову Марию Николаевну, учителя русского языка и литературы. Она решает большинство организационных вопросов - закупает продукты для лагеря, договаривается с транспортом. А всего в штате центра около 15 человек.

Право охотника

Кроме того, экоцентр занимается защитой прав оленеводов и охотников, членов нашей общины. Например, у некоторых охотников нет охотничьих угодий. Их лишают земель из-за разных бюрократических проволочек, а без угодий охотник страдает, деградирует, можно сказать. Нужно им помогать.

Также мы заинтересованы в развитии эко-этнотуризма. Как я говорил, недавно прошел семинар для представителей общин по основам экологического и этнографического туризма. По этому направлению мы планируем сотрудничать с Фондом развития экологического туризма "Дерсу Узала".

- Да, этно или экотуризм - довольно перспективное направление в сфере услуг и развития местных ресурсов. Приезжают ли к вам туристы?

- Пока немного, вот был летом один турист из Москвы, увидел своими глазами нашу жизнь. Ему очень понравилось общаться с природой. Сказал, что живет в городе и даже не знает, что есть такая природная, нетронутая красота.

- Работаете ли вы по грантам?

- Да, первый грант получили от благотворительной организации ИСАР ДВ (город Владивосток) в рамках программы "Поддержка общественного экологического движения на Дальнем Востоке". По этому поводу очень хлопотала моя бабушка, Мария Романовна. Также был грант от Министерства по молодежной политике РС(Я), но деньги перечисляли они очень медленно, что тормозило работу. Тем не менее, все же спасибо им за поддержку.

Молодежи не до оленей

- Какие настроения у вашей молодежи? Хочет ли она продолжать дело отцов?

- Не очень-то, в этом-то и проблема. Хатыстырская молодежь стремится в город. Конечно, быть охотником, оленеводом очень трудно, это надо суметь выдержать. А у них нет желания работать. Ну, а также в города манят блага цивилизации, всевозможные развлечения. Поэтому и не хватает кадров. А профессия эта хорошая, достойная, нужная. Есть и еще одна проблема - маленькая зарплата. Оленевод в среднем получает около 5500 рублей в месяц. Отсюда рассчитывается и пенсия, и другие выплаты. Несмотря на такие "плюсы" оленеводства, мое поколение, наш выпуск - все пошли по стопам наших родных, все мои одноклассники стали охотниками-оленеводами, живут в родном селе, на Алдане.

Мегапроекты - мегабеда

- Вы наверняка слышали про планы строительства каскада ГЭС (ЮЯГЭК) на реках Южной Якутии, про нефтепровод "ВС-ТО", который пройдет по вашим территориям. Каково отношение населения к этим "мегапроектам"?

- Мы знаем, что если построят ГЭС - будет очень плохо для нашей земли, ведь под водохранилища затопят лучшие земли. В ноябре я встречался с главами общин, все они говорят, что если проложат нефтепровод "ВС-ТО", построят ГЭС, например, на Учуре, то это станет бедой. Поэтому местное население очень этим взволновано. Мы против уничтожения наших угодий! А проблем нашей природе мегапроекты могут принести много: это и множество просек, необходимых при прокладке трубы, возможные аварии с выбросом нефти - все это может нанести непоправимый урон нашим землям, нашим людям. И так наша земля уже настрадалась от золотодобывающей промышленности на реке Тимптон. Вот ездил осенью на рыбалку - вода стала в реке грязной, от нее пахнет соляркой, безусловно, это пагубно сказывается на рыбных запасах.

Оленеводы очень этим всем встревожены. Вдобавок местные природоохранные структуры почти не работают, есть случаи, когда сами егеря нарушают права охотников из общин.


Охотники против "хищников"

- А как обстоят дела с браконьерством?

- Случаи браконьерства возросли. Причем хищничают в основном пришлые. Один охотник рассказывал, что шел по следу сохатого, и вдруг следы пропали, будто он испарился. Видно, охотились с вертолета богатые люди.

Вообще в местных магазинах стало много продаваться разных "навороченных" охотничьих приспособлений - огромные сети, эхолоты, ружья. Причем браконьеры ведь бросают иногда свои сети и ловушки, а пойманная там рыба или дичь остается гнить. В 2005 г. проводили рейды по территориям наших общин и нашли много брошенных сетей, видно, ряды браконьеров растут, браконьерство становится массовым явлением. Такие проблемы есть в разных местах по всей республике, например, в Момском, Олекминском, Вилюйском улусах.

- А как ведут себя настоящие охотники?

- Настоящий охотник знает предел, лишнего не возьмет. И, конечно, мы почитаем духа-покровителя охоты Байаная. Обязательно благодарим его за то, что дал нам поймать добычу. Поймав дичь, мы совершаем ритуал благодарения за успешную охоту. И такое отношение не только к дичи. Для костра, например, охотники вырубают только сухие деревья, стараются этим помочь лесу.

Потеряем землю - потеряем жизнь

- Совершенно правильно. А что ты думаешь о вашем будущем?

- Я вот читал обращение вождя индейцев Сиэтла, оно мне очень понравилось, чувствуется его любовь и боль за родную землю. А нам ведь земля тоже очень близка. Но беда, случившаяся с индейцами, может произойти и с нами, если мы, коренные народы Севера, потеряем свою землю, тогда мы потеряем саму суть жизни. Но пока мы держимся.

В разговоре со старейшинами мы поняли, что сейчас нужен хороший человек, лидер, который бы понимал и поддерживал нас.

- Надеемся, такой человек обязательно найдется!

ИЦ НОРД ПИПЛ
По материалам газеты "Молодежь Якутии
"

Категория: Люди Севера | Добавил: np2006 (2007-04-17)
Просмотров: 1273 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Создать бесплатный сайт с uCoz