Пятница, 2024-04-26, 7:51 AM
Начало
Меню сайта
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Сайты партнеров
Наш опрос
Что бы вы хотели знать о коренных малочисленных народах?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 366
Статистика
КМНС
Коренные малочисленные народы и их проблемы
Долганы
Чукчи
Эвенки
Эвены
Юкагиры
Учреждения и предприятия, занимающиеся проблемами малочисленных народов Севера

Коренные малочисленные народы и их проблемы

В Республике Саха (Якутия), по данным Всероссийской переписи населения, проживают 32,9 тыс. представителей малочисленных народов Севера (по сравнению с переписью 1989 года их численность увеличилась на 33,3%), в том числе эвенков - 18,2 тысяч (на 26,4%), эвенов - 11,7 тысяч (на 34,5%), долган -1,3 тысяч (в 3,1 раза), юкагиров - 1,1 тысяч (в 1,6 раза) и чукчей - 0,6 тысяч человек (на 27,3%).
В силу историко-географических условий, специфики образа жизни и традиционных форм хозяйствования коренные жители Севера оказались наименее приспособленными к рыночным условиям. Уровень жизни коренных малочисленных народов Севера существенно ниже средне республиканских показателей. Так, в 2003 г. среднедушевой денежный доход в районах проживания коренных малочисленных народов Севера составил 3209 руб. – в 2,5 раза ниже, чем в среднем по республике. Продолжается разрушение национальной культуры, традиций, обычаев, языка и других важнейших составляющих культурного и духовного развития коренных народов. Средняя продолжительность жизни коренных малочисленных народов Севера ниже средних показателей по России и республике. У представителей малочисленных народов Севера наблюдается значительный рост социально-значимых заболеваний.
Основные проблемы:
-Продолжающийся процесс разрушения национальной культуры, традиций, обычаев, языка и других важнейших составляющих культурного и духовного развития коренных народов.
-Низкий уровень и низкое качество жизни коренных малочисленных народов Севера.
-Неразвитость социальной инфраструктуры, затрудняющая получение коренными малочисленными народами Севера качественных услуг, в том числе в области здравоохранения и образования.
-Несовершенство правовых и организационных механизмов, необходимых для развития самоуправления коренных малочисленных народов Севера.
-Неразвитость инфраструктуры, необходимой для сохранения и развития традиционных для коренных малочисленных народов Севера форм ведения хозяйства.

Долганы

По данным переписи населения 2002 в РС (Я) – 1,3 тысяч человек.
Как этнос долганы сформировались сравнительно недавно, в XVII–XIX вв., на основе смешения и слияния групп других – эвенков (тунгусов), якутов, тюрков, энцев и русских.
Хозяйство и культура долган отражают их сложное происхождение. Традиционные занятия долган – оленеводство и охота, в отдельных районах – рыболовство. Они вели кочевой образ жизни, не выходя из полосы лесотундры. Некоторые семьи жили в постоянных избах. С наступлением весны несколько семей долган образовывали кочевые группы, владевшие своими кочевьями. Оленей охраняли круглосуточно, выделяя караульных от каждого хозяйства по очереди. Осенью группы распадались, каждая семья отдельно готовила к зиме песцовые ловушки, охотилась на диких оленей.
Долганы охотились на песцов, северных оленей и птиц – гусей, уток, куропаток. Долгане питались главным образом мясом и рыбой (варили и вялили). В сыром виде употребляли рыбу мороженую (строганина) и талую. Использовали в пищу коренья, ягоды. Женщины пекли долганские лепешки, оладьи.
Традиционное кочевое жилище долган – конический чум, покрытый покрышками из ровдуги (летом) и оленьими шкурами (зимой).
Верхнюю одежду долганы шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки. Одежда подпоясывалась вышитым бисером поясом. Нижнего белья не имели. Мужчины и женщины круглый год носили суконные кафтаны, зимой также песцовые и заячьи шубы, оленьи распашные парки с капюшоном.
К приходу русских долганы делились на роды. Счет родства велся по мужской линии. Родовая организация долган распалась к ХIХ в.
У долган сохранялись анимистические воззрения. Божества и духи, как у якутов, делились на 3 категории: иччи – невидимые существа, вселявшиеся в любой объект; айыы – духи, доброжелательные к людям; абаасы – духи, не доброжелательные к людям, обитающие в подземном мире. Шаманы – ойун – имели костюм и бубен эвенкийского типа.
Фольклор долган соединяет самобытные черты с элементами творчества народов, вошедших в состав долган, – якутского олонхо, эвенкийских сказаний, русских сказок и тому подобное. В самобытных фольклорных жанрах отражаются реальная природа Севера, кочевой быт.

Чукчи

По данным переписи населения 2002 в РС (Я)- 0,6 тысяч человек.
Чукчи – древнейшие обитатели континентальных областей крайнего Северо-Востока Сибири, носители внутриматериковой культуры охотников на диких оленей и рыболовов.
У чукчей издавна сложилось 2 типа хозяйства: основу одного составляло оленеводство, другое – морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота, собирательство носили вспомогательный характер.
На основе оленеводческого хозяйства и морского зверобойного промысла развились кустарные ремесла: женские – выделка меха, шитье одежды и обуви и др.; мужские – обработка и худ. резьба по кости и моржовому клыку.
Передвигались по санному пути на оленях, запряженных в нарты. Чукчи для ходьбы по снегу и льду пользовались ступательными лыжами-ракетками, которые сохранились до настоящего времени. Оленные чукчи в случае необходимости строили плоты и плавали на байдарах морских зверобоев, а те взаимообразно использовали ездовых оленей кочевых чукчей. Передвижение в нартах на собачьих упряжках чукчи переняли у эскимосов.
В прошлом поселки оседлых чукчей невелики. В конце XIII – 1-й половине XIX в. начался процесс объединения малочисленных селений в более крупные – до 20 яранг, состоявшие из нескольких патриархальных общин – самостоятельных социальных единиц. Каждая община имела определенный участок, где находились ее жилище и принадлежащие ей хозяйственные постройки: продуктовые ямы, вешала, опоры для хранения байдар, просушивания шкур, вяления рыбы и мяса.
Тундровые чукчи питались олениной, береговые – мясом и жиром морских зверей. Мясо оленей употребляли мороженым (в мелко нарубленном виде) или слабо отваренным. Во время массового забоя оленей готовили впрок содержимое оленьих желудков, проваривая его с добавлением крови и жира.
Система религиозных представлений породила соответствующие культы, у тундровых чукчей связанные с оленеводством, у береговых чукчей – с морем. Были и общие для всех чукчей культы: Природы, Вселенной, Рассвета, Полярной звезды, Зенита, созвездия Пэгиттин, культ предков, а также ряд промысловых обрядов.
Большинство современных чукчей заняты в традиционных отраслях хозяйства – оленеводстве и морском зверобойном промысле. Часть работает в животноводстве, звероводстве, тепличном овощеводстве, сфере обслуживания, образования и здравоохранения.

Эвенки

По данным переписи 2002 г. в Республике Саха (Якутия) проживает - 18,2 тысяч эвенков.
Главные отрасли хозяйства эвенков – охота на копытных и пушного зверя, сезонное рыболовство и транспортное таежное оленеводство, обусловившие полукочевой и кочевой образ жизни. Маршруты ежегодных передвижений были связаны с местами отела и гона оленей, сезонных промыслов. Летом кочевые тропы проходили по высохшим сухим местам (хребтам и склонам), осенью и ранней весной – по низинам, вблизи речных и озерных ельников.
Оленеводство в основном имело транспортное направление, стада были небольшими
Собирательство имело подсобное значение. Заготавливали сарану, черемуху, черемшу, дикий лук. Летом собирали ягоды и кедровые орехи. В местах контактов с русскими осваивали земледелие и огородничество.
Зимние стойбища состояли из 1–2 чумов, размещались недалеко от зимних пастбищ диких оленей, весенние и осенние – рядом с местами отела и гона домашних оленей. Летние стойбища насчитывали до 10 чумов, располагались у рек в местах рыбной ловли. Зимники и летники служили 2–3 и более поколениям. Вдоль кочевых троп устраивали кратковременные стоянки.
Основная пища – мясо диких животных и рыба. Перед едой пили чай.
По русским источникам, в XVII в. у тунгусов (эвенков) отмечено около 360 отцовских родов. В среднем род насчитывал до 100 человек, связанных единством происхождения, общим культом огня. Во главе рода – авторитетный старейшина-вождь, лучший охотник-воин из молодых, шаман (он же мог быть и вождем), кузнец, просто богатые оленеводы. Имелось небольшое количество домашних рабов из военнопленных. Предпочитался кросс - кузенный брак с постоянным обменом брачными партнерами между 2 родами. Существовал обычай левирата.
До сих пор сохраняются традиционные верования: анимизм, шаманство, магия, промысловые и родовые культы, культ предков.
У эвенков развились классические формы шаманства (слово «шаман» – тунгусское). Шаманы, посредники между людьми и духами, совершали в образе зверя или своего духа-предка полеты по мирам Вселенной с различными целями: вылечить от болезней, найти пропавшее, узнать будущее, обеспечить хороший приплод зверей, помочь рождению ребенка и проводить в мир мертвых душу умершего.
Обращение эвенков в христианство началось в Забайкалье еще в XVI в. Во 2-й пол. XVIII в. усилилась деятельность приходских церквей и часовен. В Якутии произошло массовое крещение якутов и эвенков.
Фольклор эвенков. Среди жанров эвенкийского фольклора важнейшее место занимает эпос. Наиболее популярны у эвенков мифы и сказки о животных (более 60 сюжетов, не считая их вариантов). Герои эвенкийских мифов и сказок о животных – звери, птицы и рыбы, живущие в сибирской тайге и ее водоемах. Центральная фигура – медведь, общеплеменное божество, прародитель эвенков.

Эвены

По данным переписи населения 2002 в РС (Я) – 11,7 тысяч человек.
У эвенов сложилось 3 типа традиционного хозяйства: 1) оленеводческое в горно-таежной зоне, дополненное охотой и озерно-речным рыболовством; 2) охотничье-рыболовно-оленеводческое при равном значении всех отраслей с перекочевками весной из континентальной тайги к побережью Охотского м., а осенью – обратно; 3) безоленное оседлое прибрежное рыболовческо-зверобойное хозяйство с разведением ездовых собак на Охотском побережье
Верховой езде обучали с раннего детства. Уход за оленями был преимущественно мужским делом.
Эвены охотились на пушных (соболь, белка, красная и черно-бурая лисица, горностай, росомаха, выдра и др.) и мясных (дикий олень, лось, горный баран, заяц) зверей и птиц – гусей, уток, рябчиков, куропаток, глухарей и др.
Было развито прибрежное, речное и озерное рыболовство.
Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и так далее, женщины – обработкой шкур, выделкой ровдуги, изготовлением одежды, спальных принадлежностей, вьючных сум, чехлов и т.д.
Традиционная пища эвенов – оленина, мясо диких животных, рыба, дикие растения. Основные мясные блюда – отварное мясо, рыбные – отварная рыба, уха, юкола, зернистый порошок из сушеной рыбы, квашеная рыба, сырая рыба, головы с хрящами, строганина и другое.
У эвенов до сих пор сохраняется сознание принадлежности к тому или иному Роду. Некоторые родовые названия трансформировались в современные фамилии.. Был распространен обычай, обязывающий охотника отдавать часть добычи соседу. Браку предшествовали сватовство и сговор о калыме, размер которого в несколько раз превышал цену приданого. Жену могли брать в любом роде, кроме собственного, но предпочтение отдавалось роду матери. При рождении ребенка ему выделяли часть стада, которая вместе с приплодом считалась его собственностью, для девушки – приданым.
До XVIII–XIX вв. умерших хоронили на деревьях или столбах, с обращением в христианство стали предавать земле.
Были развиты также промысловые обряды, культы медведя, очага, духов-хозяев природы, шаманство. При болезни кого-либо из членов общины приносили в жертву оленя, мясо съедали сообща, шкуру вывешивали на шесте. Обычай «кормления» огня существует до сих пор.
С принятием православия с середине XVIII в. у эвенов распространилась христианская обрядность, православный календарь. Обрядовая традиция эвенов включает массовые общеплеменные ритуальные празднества, содержащие гимнические благопожелания и мистериальные песне - пляски.

Юкагиры

Численность юкагиров в РС (Я) на 2002 г. - 1,1 тысяч человек.
Юкагирский язык – изолированный, генетически родствен вымершим языкам омокскому и чуванскому. Вероятна генетическая связь с уральскими языками.
Этногенез юкагиров исследован недостаточно. В XVIII–XIX веках число юкагиров резко сократилась из-за возросшей хозяйственной конкуренции соседних народов – якутов и эвенов, военных столкновений с эвенами, коряками, чукчами.
Основное занятия юкагиров – охота на северных оленей и лосей, озерное и речное рыболовство. У тундровых юкагиров рыболовство имело подсобное значение.
Подсобным занятием было собирательство ягод, дикого лука, кедровых орехов, корней сараны, листьев, заболони, грибов; добывали мамонтовые бивни на продажу.
У тундровых юкагиров важную роль играло транспортное оленеводство, заимствованное у эвенов в XVII в.
Основная пища юкагиров – мясо и рыба. Оленье мясо употребляли сырым и вареным; зимой ели строганину, весной и летом тонкие пласты мяса коптили над костром и вялили на солнце. Сушеное мясо, нанизанное на жильные нитки, хранили в мешках в спец. амбарах на сваях и варили зимой.
В конце XIX века счет родства велся по материнской и отцовской линиям. По последней наследовалось имущество – олени, лодки, нарты, сети.
Верования юкагиров включают культ природы, промысловые обряды, шаманство. Согласно фольклору вселенная делится на верхний – небесный мир, средний – земной мир и нижний – подземный мир. Были развиты культы лося, осетра и тому подобное. Важную роль играл культ медведя, известны мифы юкагиров о браке женщины и медведя. Кости промысловых животных складывали в анатомическом порядке и хоронили на специальных лабазах или деревьях, совершая при этом магические действия и заговоры. Перед весенним промыслом лося или оленя устраивали обряд очищения – проходили через арку из двух деревьев с перекладиной, на которую вешали шкурки белки, зайца, лисицы, украшения, разноцветные тряпки, ленты, окрашенный мех оленя и др.; приносили жертвы хозяевам тайги, земли и данной местности.
Шаманы занимали особое место в социальной структуре юкагирского общества, были покровителями рода. Шаман перевоплощался в духа, обладавшего сверхъестественными возможностями. Главная функции шамана – лечение, принесение духам охоты жертв (собаки и олени), связь с миром предков, тенями умерших.
Наряду с шаманством юкагиры верили в силу заговоров и гаданий (на оленьей лопатке, на челюсти зайца), в колдунов, носили обереги-амулеты.
Современные юкагиры, владеющие родным языком, живут в основном двумя компактными группами вместе с якутами, эвенами, чукчами, русскими в нижнеколымской тундре (поселок Андрюшкино и Колымское) и в Верхнеколымском районе (поселок Нелемное и Зырянка).

Учреждения и предприятия, занимающиеся проблемами малочисленных народов Севера

Постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера.
Работа постоянного Комитета направлена на устранение проблем, с которыми сталкиваются жители арктических улусов и коренные малочисленные народы Севера, (председатель Комитета - Кривошапкин А.В., тел. 43-53-80). В сферу ведения Комитета входят 12 арктических улусов республики. Основной аспект деятельности Комитета это собственно коренные малочисленные народы Севера и их проблемы. В РС(Я) насчитывается 69 местностей компактного проживания малочисленных народов Севера в 20 улусах. Для решения проблем арктической зоны необходимо законодательное обеспечение. В соответствии с этим разрабатываются и принимаются законы по направлениям жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Проводятся парламентские слушания, заседания комитета по оленеводству, социально-экономическому развитию мест компактного проживания малочисленных народов Севера и арктических наслегов, по подготовке специалистов из арктических улусов, по организации летнего отдыха детей и др. На «круглых столах» обсуждаются актуальные вопросы.

Департамент по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия)
Основной целью деятельности Департамента является укрепление межнационального мира и согласия в Республике Саха (Якутия). Направления деятельности следующие: Отдел федеративных отношений и межрегиональных связей (т. (4112) 45-04-85) проводит экспертно-правовую оценку действующего федерального и республиканского законодательства; участвует в согласовании позиций Правительства РС(Я) и органов исполнительной власти РФ.
Отдел по работе с общественными и религиозными объединениями (т.34-44-82) проводит работу в сфере взаимодействия с национально-культурными объединениями и религиозными объединениями, казачьими обществами РС(Я) и РФ.
Отдел по делам малочисленных народов Севера (начальник отдела - кандидат исторических наук Акимова Валентина Семеновна, главные специалисты - депутат Верховного Совета СССР XI созыва, Верховного Совета ЯАССР, заслуженный работник сельского хозяйства РФ Погодаева Мария Петровна, к.филол.н. Шарина Сардана Ивановна, ведущий специалист Апросимов Александр Дмитриевич, тел. 45-02-23) ведет деятельность в сфере государственной поддержки социально-экономического развития и национально-культурного возрождения коренных малочисленных народов Севера, укрепления международного сотрудничества циркумполярных стран по проблемам устойчивого развития Арктики.
Одним из основных направлений работы отдела является сохранение и развитие традиционного уклада и образа жизни коренных народов Севера. Сотрудники Департамента постоянно оказывают практическую и методическую помощь при составлении Уставов, а также помогают в получении указанными структурами л ицензий на право хозяйственной деятельности, закреплении земельных уг одий, в приобретении разрешений на право добычи промысловых животных.
С 17 по 20 марта 2005 г. состоялся III Конгресса оленеводов мира в г.Якутске. Из 21 субъекта Российской Федерации (в том числе из 17 оленеводческих регионов) прибыли 127 участников, из 10 зарубежных стран - 92 участника, всего приняло участие 416 человек, в том числе 86 делегатов Конгресса. В работе Конгресса приняли участие более 240 оленеводов. Было отмечено, что столько оленеводов не участвовало ни на одном Конгрессе. На Конгрессе был принят основной документ - Якутская Декларация. В июле она была представлена в Организации Объединенных Наций в Женеве.
В рамках III Конгресса оленеводов мира были организованы и проведены следующие масштабные мероприятия: научно - практический семинар для оленеводов республики; учредительный съезд оленеводов Республики Саха (Якутия); международная конференция «Культура оленеводческих народов»; международная выставка детских рисунков «Тундры ласковый ребенок - олененок»; выставка художественных промыслов народов Севера; выставка «Новые технологии в оленеводстве»; выставка - продажа племенных оленей; международная выставка ярмарка качества мясных продуктов из оленины; международный конкурс «Кочевая семья мира - 2005»; чемпионат мира по метанию лассо; 6 региональные Игры оленеводов; оленьи гонки на призы В. Манчаары.

Создать бесплатный сайт с uCoz