Пятница, 2024-05-17, 4:36 AM
Начало
Меню сайта
Календарь новостей
«  Декабрь 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Сайты партнеров
Наш опрос
Что бы вы хотели знать о коренных малочисленных народах?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 366
Статистика
Новости сайта
» 2006 » Декабрь » 18 » Арктике надо помочь выжить
Арктике надо помочь выжить
На Севере, особенно в Арктике, живется трудно. Проблем накопилось множество, разобраться в них и найти пути решения попытались участники расширенного заседания Постоянного комитета по делам Арктики и малочисленных народов Севера Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я). В его работе приняли участие председатель парламента Ньургун Тимофеев, руководители министерств и ведомств, главы муниципальных образований Абыйского, Верхнеколымского и Момского районов.
Проблемы во всех трех колымо-индигирских улусах похожие, связанные в основном с природными условиями и территориальными особенностями: транспортные, ЖКХ, получение собственных доходов, развитие сельского хозяйства и другие. Особую тревогу у глав вызывает предстоящая оптимизация бюджетной сферы. Никто не спорит, что количество учащихся в школах и дошкольных учреждениях в Арктике не попадает ни под какие нормативы, но это совсем не означает, что поэтому следует закрывать детские сады и школы, больницы и другие социальные учреждения. "В Арктике это недопустимо, -- считает глава МО "Момский район" Сергей Сюльский. - Что, дешевле и проще будет доставлять ребятишек на учебу в другие населенные пункты, когда расстояния между ними доходят до 450-500 километров? Закрыть в таких наслегах школы и больницы равносильно закрытию самих поселков". Потому допускать оптимизацию бюджетных учреждений в Арктике ни в коем случае нельзя, об этом в один голос просили депутатов главы улусов.
По-прежнему острой остается проблема транспорта, доступности населенных пунктов. До многих из них действительно только самолетом можно долететь, а билет на самолет по себестоимости на внутриулусных перевозках стоит семь-восемь тысяч в одну сторону. В результате люди отрываются не только от столицы республики, не говоря уж о центральных областях России, но и от своих районных центров. Нередко добираться до наслегов и старым, и малым приходится на "Буранах". Правительство республики пытается помочь населению отдаленных улусов, поддерживая местную авиацию и дотируя пассажирские перевозки. Результат не замедлил сказаться, люди начали летать. Конечно, до советского уровня еще далеко, но начало положено. Теперь вопрос в обеспечении техникой и обустройстве авиационных площадок в наслегах. Республика купила шесть самолетов Ан-3, нужны еще как минимум четыре, а каждый стоит 41 миллион рублей. За последний год производители-монополисты подняли стоимость выпускаемых самолетов почти в два раза - с 28 до 41 миллиона рублей. Так что покупать машины надо как можно быстрее, пока цены еще не выросли. По мнению министра транспорта, связи и информатизации РС(Я) Владимира Членова, для покупки недостающих самолетов нужно консолидироваться всем ведомствам, которые в них заинтересованы: почта, МЧС, медицина катастроф и другие. Есть еще один вопрос, связанный с авиацией. Сегодня нормативы загрузки пассажиров 60%, а нужно хотя бы 35%. Ведь людям иногда приходится месяцами ожидать рейса. Требует решения и вопрос с обратной загрузкой, чтобы самолеты не летали порожняком, и дозагрузкой, когда вместо недостающих пассажиров в отдаленные наслеги доставлялись бы почта, те же продукты питания и другие необходимые товары.
Кстати, завоз продуктов питания - вопрос особый. Что говорить, если в том же Абыйском районе килограмм картошки стоит 90-100 рублей. Ограниченная транспортная доступность позволяет завозить необходимые продукты только по зимнику. При этом срок годности на многие продукты питания, в том числе крупы, ограничен. Что делать? Снимать с продажи только что с таким трудом и с такими затратами завезенные товары? В результате страдают население и предприниматели, муниципальные торговые предприятия. Если этот вопрос не будет решен кардинально и системно, торговым учреждениям обеспечено банкротство.
Среди названных главами проблем особое место занимает система ЖКХ. Главу МО "Абыйский улус" Рину Винокурову волнует перевод котельных на твердое топливо. Расходы на строительство новых и переоборудование старых котельных, покупка и доставка угля требуют значительных расходов, в результате выгода от такого перевода незначительна. Главу поддержал председатель Постоянного комитета Госсобрания по труду, социальной политике и делам ветеранов Госсобрания Ю.Готовцев: "Ни в коем случае нельзя переводить котельные в Арктике на твердое топливо! Мы продукты питания нормально завезти не можем, а как собираемся завозить уголь?" В селе Утая Верхнеколымского района другая проблема. Там необходима модульная электростанция. "Если этот вопрос не решить в ближайшее время, придется закрывать школу-детский сад", -- сообщил глава МО "Верхнеколымский район" Вячеслав Сергеев.
Остро стоит вопрос с жильем. Строится на Севере мало, существующие же дома построены десятки лет назад и требуют капитального ремонта. В Зырянке, например, из 180 домов 89 признаны аварийными. Отсутствие жилья является одной из причин того, что в Арктику не едут молодые специалисты. Что говорить, если в Хону Момского улуса не смогли предоставить жилье даже прокурору и начальнику улусного отдела внутренних дел?
Есть проблемы и в сельском хозяйстве, связанные с отсутствием механизма обеспечения ГСМ, слаборазвитым кредитованием и лизингом. Нужны новые школы и больницы. Так, в Момском районе поликлиника шесть лет арендует помещение и на днях получила предупреждение об окончании договора аренды. Вопросов много. И большинство из них муниципальные образования не могут решить сами. Потому, по мнению министра труда и соцзащиты Ю.Песковской, их нужно разграничить: что относится к федеральным полномочиям, что -- к республиканским, а что должны делать сами муниципалитеты. Рынок диктует свои жесткие правила. Возможно, имеет смысл развитие арктических улусов внести отдельной строкой в Президентскую программу развития села? А депутатам Госсобрания выйти с законодательными инициативами в Госдуму РФ по пересмотру нормативов для районов Крайнего Севера?
По итогам заседания были разработаны постановочные вопросы социально-экономического развития колымо-индигирской группы улусов (Абыйский, Момский, Верхнеколымский) на 2007 год. Это первый шаг. Вторым станет их исполнение.

Марина КОЛБАСИНА
ИЦ НОРД ПИПЛ
По материалам газеты "Якутия"

Просмотров: 678 | Добавил: np2006 | Дата:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Создать бесплатный сайт с uCoz