Пятница, 2024-05-17, 7:49 AM
Начало
Меню сайта
Календарь новостей
«  Ноябрь 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Сайты партнеров
Наш опрос
Что бы вы хотели знать о коренных малочисленных народах?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 366
Статистика
Новости сайта
» 2006 » Ноябрь » 10 » О Быковском наслеге
О Быковском наслеге
Наш Быковский наслег находится на полуострове. Население численностью в четыре сотни занято в основном рыболовством. Прошел первый год самоуправления. На долю многих селян выпало немало трудностей, что уж говорить о таком отдаленном труднодоступном наслеге, как наш.

И не летят сюда сегодня самолеты
Хотя до райцентра - поселка Тикси рукой подать, добраться туда можно только по зимнику. Традиционно осенью и летом мы практически изолированы от внешнего мира. Для вылета вертолета надо обеспечить шестидесятипроцентную загрузку в оба конца. У нас так не получается, и потому «Полярные авиалинии» отказывают в предоставлении рейсов. Можно было бы ездить на вездеходах, но за каждый квадратный метр испорченной колеи в тундре можно схлопотать серьезный штраф.
Покров полуострова представляет собой полуметровый слой дерна и суглинка, под которым «линза» вечной мерзлоты. Поэтому из года в год мыс подмывает со стороны моря. Происходит естественный процесс эрозии почвы, возникли большие проблемы с емкостью на 800 кубометров нефти. Дело в том, что построили ее на самом краю Быковского полуострова. Инспекция охраны природы запретила эксплуатацию из-за угрозы обвала. Но если не закачать нефть, наслег останется без тепла. Поэтому мы добиваемся от руководства ГУП «ЖКХ РС(Я)» как можно быстрее перенести емкость в более безопасное место.
Заполучить эту самую нефть тоже сложно. Руководство Ленского речного пароходства требует у администрации сельского поселения «Быковский наслег» акты приемки нефтебазы и траления дна. «Нефтебаза» - это та самая емкость, у которой за годы эксплуатации подтаял засыпной грунт и дно прогнулось на полметра вниз. Существует опасность прорыва. Уму непостижимо, как в свое время принимали эту емкость, но видно, что ее калибровку не производили.
По этим причинам нынче из 650 тонн запланированной нефти удалось закачать всего 601 тонну. Как сказал начальник ЖКХ Ю.Г. Корякин, этого количества нам «вполне хватит на год». В предыдущие времена нефти всегда не хватало, приходилось довозить весной с Тикси. Котельная построена четверть века назад, котлы «Энергия-3» давным-давно отработали свой срок и нуждаются в срочной замене. Каждый год приходится перекрывать котел, разбирать печь и менять очередную потекшую секцию.
Под гаражом ЖКХ, где хранится техника, также подтаял грунт, просел фундамент, провисла крыша. Есть реальная опасность обвала. Сколько работники ни поднимали домкратом и ни подкладывали лежки, ничего не помогает! Данный объект взят на баланс ЖКХ и оценен в четыре миллиона рублей. Про состояние техники даже писать не стоит.
Причала нет.

Гибнут люди
Долго не могли разобраться с «актом траления дна». Причина всех страхов руководства ЛОРПа - наш Быковский причал, вернее то, что от него осталось. В начале 70-х годов в море произошла трагедия, сгорел лихтер, и, кажется, были жертвы, потом этот лихтер стал нашим причалом. С той поры каждое лето ледоход отрывает от судна куски железа, и ныне от него остался один остов. Причалить к такому сооружению не рискнет ни один капитан.
Из ситуации выходим следующим образом: между лихтером и танкером ставится баржа, и через нее качают топливо. Чтобы танкер подошел к причалу, и нужен «акт траления дна». Оказывается, между ГУП «ЖКХ РС (Я)» и Жиганским районом водных путей и судоходства заключен договор, по которому «Исполнитель» производит тральные работы участков реки Лена, где разгружаются суда и танкеры потребителей ГУП «ЖКХ РС(Я)». Непонятно, почему руководство Тиксинского филиала ОАО «ЛОРП» требовало данный документ у администрации наслега? В результате нефть откачали нам 18 сентября. Остается благодарить Господа за неожиданно теплую осень, хотя 11 сентября здесь уже бушевала пурга. Еще чуть-чуть, и нефть наслегу была бы не нужна.
Из-за аварийного состояния причала теплоход «Механик Кулибин» останавливается в трехстах метрах. Пассажиров приходится переправлять частникам, хотя перевозчик в соответствии с выданной ему лицензией обязан осуществлять безопасную перевозку пассажиров, их посадку и выгрузку в местах следования. Последние два рейса этого года «Механик Кулибин» конечным пунктом вместо Тикси сделал наш наслег. Высадив пассажиров, уходит наверх, а бремя по доставке людей до Тикси ложится на плечи местной администрации и руководства колхоза «Арктика». Размещать и кормить такое количество народа негде и не на что. В первый раз шестьдесят человек отвезли по заливу Неелова на открытом понтоне в шторм. Председатель А.К. Никитин сказал, что если бы он на тот момент был в Быковском, то ни за что бы не разрешил рисковать жизнью людей. В другой раз 22 пассажира, половину из которых составляли дети, кое-как разместили в здании администрации. Оказывается, пассажирам, следовавшим в Жиганск, говорили, что отсюда, мол, ходит катер. Мы вывезли их в Тикси на колхозных вездеходах, не взяв ни копейки денег.
Как-то на Быковский приехал вездеход «Сахаэнерго» с ремонтниками. В обратный путь трое из них попросились до Тикси на наш вездеход. Вездеход утонул, пять человек погибли …

Вне зоны доступа
Живем в XXI веке, а связаться с родными за пределами своего села не можем. В экстренных случаях выручает рация. Наша АТС образца 1973 года, а стволы «Радан» - 1985 года, так что сейчас на них запчастей не найдешь. В самом Тикси их ремонтировать не могут, отправляют в Якутск. В это время сидим месяцами без связи. Даже если в Якутске быстро справятся с ремонтом, «Сахателеком» сдает их в грузовую аэропорта, а там груз может лежать месяцами. Даже с пометкой «срочно». Для нас грузовая аэропорта «Якутск» как «черная дыра» в космосе. Не проще ли поменять АТС в наслеге на более современную?

Едим, что есть
Когда действовал Северный морской путь, «Тикситорг» обеспечивал наслеги овощами уже в первой декаде сентября. Сейчас овощи доходят до Тикси из Якутска и только потом распределяются по наслегам. Сухогруз проплывает мимо Сиктяха, Кюсюра и Быковского, а потом мы ломаем голову, как доставить продукты из Тикси обратно в эти же наслеги? Цена за перевозку увеличивается многократно. В нашем поселении проблема усугубляется еще из-за военных. Они запрещают катерам подплывать к берегу залива Неелова, так как у одного причала военные качают питьевую воду, а у второго расположена охраняемая зона ГСМ. Насыпные дороги, по которым может проехать наземный транспорт, тоже числятся за военными.
Ассортимент продуктов «Якутопторга» скуден. Те, кто живет у реки, еще могут как-то обеспечить себя необходимыми продуктами с проходящих мимо судов, а вот населению сел Нама, Найба и Таймылыр, где транспортной схемы нет, приходится довольствоваться тем, что есть. Мы вынуждены брать продукты из имеющихся в наличии в Тикси и радоваться, если удастся довезти их, но и здесь не все так гладко.
В декабре прошлого года прокуратура проверила пункты питания в учреждениях и обнаружила в детском саду просроченные продукты. Всеми уважаемую заведующую, проработавшую 23 года, условно осудили на один год. Человек был достоин звания почетного гражданина района… Все отпускные выплаты она потратила на закупку продуктов для детсада в Якутске и доставку в село.

Наше будущее - дети
Одно радует: начинает повышаться рождаемость. В результате «бэби бума» в помещении детского сада стало слишком тесно. В перспективе нужно расширяться или строить новый.
Школу здесь построили на скорую руку в 1983 году. Торопились к очередной знаменательной дате. Здание двухэтажное, совершенно не приспособленное к нашим условиям, очень много больших окон. В зимний период все классы ютятся на втором этаже, где относительно тепло. После трагедии в Сыдыбыле пожарные запрещают учить детей на втором этаже в деревянных 2-этажных зданиях, а мы просто вынуждены это делать. Необходимы капитальный ремонт школы или новое одноэтажное здание.

Былое и думы
Когда-то наше поселение содержал Быковский рыбозавод. Но от него ничего не осталось, кроме дизельной электростанции и заброшенного ледника. Срок эксплуатации дизелей давно истек. В этом году 380 тонн топлива отгрузили лишь к 28 сентября. Столбы линии электропередачи с 50-60-х годов прошлого столетия, пришли в негодность, в сильную пургу бывает даже ломаются. Напряжение в конце линии опускается до 170 вольт, что создает массу неприятностей населению, выводя из строя бытовую технику. Необходимо поставить подстанцию и заменить столбы с проводами.
В 40 -- 60 годы наше поселение было перевалочной базой рыбного кооператива «Холбос». Состояние оставшегося с тех времен ледника невозможно проверить, поскольку вход развалился. Та же проблема с заводским ледником на 300 тонн. В настоящее время они не эксплуатируются. Если ледник растает и развалится - разделит поселение на две половины. Может, найдутся желающие взять их в аренду? Мимо нас каждый год проезжает туристический теплоход. Наверное, иностранцам было бы интересно посмотреть естественный ледник в вечной мерзлоте, где можно создать музей ледяных скульптур.
С переходом на самоуправление в наши полномочия вошли внутримуниципальные дороги, которых до этого как бы никогда не существовало. В условиях вечной мерзлоты прокладывать дороги нужно поверх тепловой прослойки в виде бревен, чтобы верхняя насыпь не подтаивала и не превращалась в грязь. Внутри села рыбозавод и колхоз когда-то выполняли такие работы за свой счет, теперь на ремонт и поддержание дорог нужны средства, которых по нормативному бюджету нам не хватает. Сельская свалка находится в полутора километрах от наслега, а дороги до нее нет. Без помощи государства построить ее просто невозможно, необходимы инвестиции в пару миллионов рублей.
Живем мы в самой тундре у моря Лаптевых. Дома в основном частные, с печным отоплением, а дров нет. Когда-то в советские времена существовал молевой сплав плотов, которые в шторм разбивались, часть бревен уносило в море, потом раскидывало по берегу. До сих пор эти дрова являются единственным подспорьем для населения. С завистью смотрим репортажи НВК про очередной ввод газа в центральных улусах, но понимаем, что у нас такового никогда не будет. Зато здесь постоянно дуют ветра, что дает повод поразмышлять о ветроэнергетике или о том, как подсоединить все дома к котельной.
Мыс постепенно смывается морем, поэтому необходимы срочные берегоукрепительные работы. В Тикси от бывшего «Тиксистроя» осталось много железобетонных плит. Если перевезти и разложить их вдоль берега мыса, превратив в мол, вода перестала бы размывать линзу под мысом. Для этого нужны проектные изыскания, а денег у нас нет.
Вот и все, что я хотел написать о проблемах нашего поселения. К сожалению, некоторые из них без помощи правительства Якутии и России мы решить не сможем.

ИЦ НОРД ПИПЛ
Юрий ПОПОВ, глава администрации сельского поселения «Быковский наслег»

Просмотров: 1102 | Добавил: np2006 | Дата:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Создать бесплатный сайт с uCoz