Вторник, 2024-05-07, 1:01 PM
Начало
Меню сайта
Календарь новостей
«  Октябрь 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Сайты партнеров
Наш опрос
Что бы вы хотели знать о коренных малочисленных народах?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 366
Статистика
Новости сайта
» 2006 » Октябрь » 17 » НЕФТЯНЫЕ РЕКИ НЕСОВМЕСТИМЫ С ЖИЗНЬЮ
НЕФТЯНЫЕ РЕКИ НЕСОВМЕСТИМЫ С ЖИЗНЬЮ
3 октября 2006 г. в Якутске прошли общественные слушания по материалам Оценки воздействия на окружающую среду проекта (так называемой ОВОС) строительства 3-го участка расширения нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВС-ТО).

Планы строительства этого колоссального магистрального нефтепровода сейчас уже широко известны и обсуждаются практически во всем мире. С этой трубой связаны большие экономические надежды Транснефти и добывающих нефтяных компаний - по ней восточносибирскую нефть планируется поставлять в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

По первоначальному варианту нефтепровод должен был пройти в 800 м от Байкала, но мощная волна народного возмущения вынудили президента России в мае этого года предложить перенести его севернее - по территории Якутии. В связи с этим, в кратчайшие сроки было лихорадочно спроектировано расширение трассы по южной части нашей республики длиной чуть более в 1300 км. Трасса была произвольно разделена на 3 участка. Первый участок проходит от Усть-Кута (Иркутская область) до Талаканского месторождения нефти в Ленском районе. Вторым участком называется отрезок г. Алдан - г. Тында. И третий участок, проект которого рассматривался на этих слушаниях, проектируется от Талаканского месторождения до г. Алдана.

Нефтепровод ВС-ТО уже назвали стройкой века России. Действительно масштабы его впечатляют. Но относительная дешевизна и крайне сжатые сроки его проектирования, строительства позволяют усомниться в обоснованности назвать его так громко. Он в 3 раза длиннее знаменитого Трансаляскинского нефтепровода, в то же время в 3 раза дешевле его, хотя проходит по более сложной территории и пересекает крупнейшие реки. Ближайшее знакомство с проектом и участие в его обсуждениях создают устойчивое мнение, что он, к сожалению, может явиться самой грязной и опасной стройкой России.

На слушаниях материалов Оценки воздействия на окружающую среду этого нефтепровода общественность стала свидетелем циничного попрания законов, правил и даже приличий со стороны его организаторов - заместителя председателя Правительства РС(Я) В.Б. Грабцевича, ОАО АК "Транснефть" и проектантов. Мероприятие называется "ОБЩЕСТВЕННЫЕ слушания", но на нём мнение общественности было проигнорировано полностью. Процедура подготовки и проведения подобных мероприятий четко регламентируется в природоохранных законах. Но слушания были продуманы организаторами таким образом, чтобы протокол как итоговый документ был составлен без участия общественности. Собственно, он уже был подготовлен заранее, до слушаний (и там, в выводах уже было написано: "Одобрить материалы ОВОС ВС-ТО"). Потому обсужденные вопросы, разногласия, замечания и предложения не попали в его текст, в то время как по закону целью таких слушаний и есть сбор, документирование мнения населения о проекте.

На слушаниях экологическая общественность республики выступила с заявлением о том, что налицо - факты нарушения законов, что ОВОС по многим статьям не соответствует "Положениям об ОВОС" РФ 342 от 16.05.2000. Экологами был озвучен так называемый "Предмет разногласий", представляющий собой документ, где изложены причины для признания представленного проекта не удовлетворяющим "Положению об ОВОС" и что материалы проекта не позволяют сделать объективный вывод о допустимости этого строительства, и что необходимо отказаться от этого опасного проекта. На требование экологов включить мнение общественности в текст протокола В.Б. Грабцевич ответил, что общественность не имеет права принимать участие в редактировании протокола. Это заявление противоречит закону "Об охране окружающей среды" и "Положение об ОВОС", где четко прописаны права граждан и общественных объединений. Поняв, что создалась угроза того, что в протокол попадет подлинное мнение общественности, представители Правительства Республики Саха сбежали с протоколом под мышкой.

Таким образом, прошедшие в Якутске три общественные слушания по ВС-ТО показали, что власть республики и крупный бизнес слились воедино в совместных интересах. Вместо того, чтобы отстаивать социальные и природоохранные интересы республики, наша власть защищает интересы бизнеса. Представители Правительства РС(Я), в первую очередь зампред РС(Я) В.Б. Грабцевич, председательствовавший на всех трех слушаниях, не оставили надежды на обеспечение нашей с вами безопасности со стороны государственной власти. Мало того, участвовавшей в слушаниях общественности пришлось отчаянно защищаться от весьма грубых нападок заместителя председателя Правительства.

В тот же вечер перед телекамерой председатель комитета Ил Тумэн по контролю за природопользованием А.С. Антонов выступил с выражением надежды, что мнение общественности будет учтено, и по её замечаниям будут внесены изменения в проект ВС-ТО. Но не тут-то было! После слушаний общественность узнала, что протоколы разногласий, подготовленные экологами-общественниками, не включены в качестве приложения к протоколу. Их изъяли. В общественной приемной Транснефти сейчас лежит фальшивый протокол. Налицо - наглое нарушение законов. Как сообщают экологи Сибири и Дальнего Востока, репутация Транснефти давно сложилась как одной из самых циничных нефтяных компаний. Она поднаторела в организации слушаний так, чтобы подлинное отрицательное мнение общественности не попало на стол государственной экологической экспертизы. Менеджеры Транснефти хорошо знают, что самое главное и тонкое место в таких слушаниях, это - составление протокола, итогового документа слушаний.

В связи с этим не будет большим преувеличением сказать, что с приходом Транснефти природе Южной Якутии в целом, Лене, Алдану, Амге, Олекма и их притокам, а с ними - и той части населения, которая живет в речной системе Лены, угрожает неминуемая опасность. А НВК "Саха" в тот же вечер в новостях объявила, что общественное обсуждение проекта нефтепровода позволило сделать вывод о том, что труба никаким воздействием природе не грозит. Дезинформацию - испытанное средство для введения в заблуждение населения, уже начали и будут использовать во всю катушку для претворения в жизнь экологически опасных проектов.

Нефтепровод ВС-ТО пройдет под рекой Леной, Алданом, Амгой и многими другими водотоками. Некачественное проектирование и строительство трубы чревато серьезнейшими последствиями для природной среды Якутии и здоровья жителей. Мировая история развития нефтяной промышленности помнит ужасающие картины масштабных аварий на нефтяных объектах. Статистика показывает, что в целом в России аварии на крупных нефтепроводах случаются около 1000 раз в год. Особенно пострадала Тюменская область, где огромные площади превратились в черные пустыни. Как говорят специалисты, 40 % разлитой на водоёмах нефти сразу растворяется в воде. Нефть сама по себе чрезвычайно токсична. Также известно, что в ней содержатся радиоактивные вещества.

Вероятность аварий у Транснефти, по утверждению вице-президента компании, в среднем на 1000 километров - 0,04 случая в год, что весьма далеко от истины. А.Ю. Григорьев, эксперт Международного социально-экологического союза, 30 марта 2006 года приводил анализ аварий у этой компании: в 2004-2005 гг. вероятность аварий при 50 тысяч км магистральных нефтепроводов составляла не 0,04 случая на 1000 км в год, а 0,22-0,24 случая на 1000 км в год. А это в 5-6 раз больше, чем заявляет вице-президент Транснефти. Также эксперт приводит сведения о том, что за I квартал 2006 г. уже произошло 8 аварийных разливов нефти, из них 2 крупных (объемом как минимум до нескольких сотен тонн). Но следует учитывать, что некоторое количество аварий в системе компании Транснефть, благодаря бдительности ее службы безопасности, остается неизвестным для средств массовой информации.

Действительно, Транснефть грешит многими вещами. Если б это была честная, открытая компания, в которой действительно в первую очередь учитываются экологические требования, где применяются все самые передовые технологии, надёжные конструкции, и вероятность аварий сведена к минимуму, то можно было бы и жить с этой трубой. Но мы, к большому сожалению, имеем совершенно противоположную ситуацию. Нигде в мире ещё не строилась труба с таким подрусловым пересечением крупнейших рек в мерзлотной зоне, где строение мерзлоты очень сложное. Кроме того, сложнейшую инженерную задачу представляет переход через реки, и сама компания ещё до сих пор не решила, как это сделать. Также Транснефть собирается для труб применить новый сплав, который еще раньше не использовался. Получается, что природа Якутии станет для них испытательным полигоном. И все это - по устаревшим технологиям, с огромной спешкой и с полным пренебрежением к населению.

Независимыми экспертами установлено, что проектирование расширения нефтепровода ВС-ТО по территории Якутии ведется некачественно, безответственно, не отвечает в полной мере "Положению об ОВОС" и федеральным законам "Об охране природы", "Об экологической экспертизе". Территория Южной Якутии, на которой предполагается строительство магистрального нефтепровода и каскада гидроэлектростанций, характеризуется очень сложными мерзлотными, гидрогеологическими, геологическими, сейсмическими, гидрологическими природными условиями, которые весьма слабо изучены. Проектно-изыскательские работы проектантами нефтепровода практически не велись, а если и велись, то кое-где, со страшной спешкой, что просто недопустимо. К подготовке ОВОС 1-го, 2-го участка не привлечены местные научные институты, как правило, имеющие большой опыт в изучении местных условий. Это обстоятельство привело к значительному и преднамеренному снижению показателей экологического ущерба. Во многих разделах выявлены фальсификации, необоснованное экстраполирование данных, использование недостоверных, устаревших сведений. Нарушены основополагающие принципы Положения об ОВОС. Также установлено, что ни одно замечание, предложение, высказанное экологами на Общественных слушаниях 1-го и 2-го участков расширения ВС-ТО в ОВОС 3-го участка не устранено. Это - грубое нарушение законодательства, не оставляющее нам надежду на то, что мнение населения будет услышано и будут внесены улучшения в проект расширения ВС-ТО.

В итоге проектные материалы ОВОС не отвечают требованиям к ним по многим позициям, а именно:

- в материалах ОВОС отсутствует альтернативный вариант способа прокладки нефтепровода. Предложенный подземный способ неприемлем в Якутии, так как при строительстве сильно нарушается состояние многолетнемерзлых пород, усилятся процессы протаивания и пучения. Нефтепровод - не газопровод, и для транспортировки его требуется разогревать до определенных температур. По проекту ОАО "Траснефть" при транспортировке нефть имеет +6 градусов тепла, в то время как температура транспортировки нефти, как правило, бывает от +28 до +48 градусов тепла;

- проектантами слабо учитываются такие сложные процессы, как сейсмичность территории, наличие карстовых образований, которые в сочетание с хрупким состоянием мерзлых пород могут привести к катастрофическим процессам;

- под угрозой уничтожения и сильнейшего нефтяного загрязнения окажутся крупные реки республики: Лена, Алдан, Амга, Олекма и их притоки. При подземном способе переходов через водные преграды произойдет уничтожение пойм, сильно изменится гидрологический режим рек, усилятся процессы наледеобразования;

- современное состояние биоты Южной Якутии (флоры, растительности, животного мира - ихтиофауны, орнитофауны и т.д.) отражено крайне скудно, неполно и недостоверно. Сведения взяты из устаревшей литературы, фондов, Интернета. Для расчета ущерба не проведены ресурсные исследования. Список краснокнижных видов неполон, неверен. Список огрехов можно продолжить еще очень долго;

- занижены показатели аварийной статистики. Рабочее давление нефтепровода предполагается 100 атмосфер, при диаметре трубы 1220 мм и при мощности более 9 тонн нефти в час. Представленные расчеты не отвечают техническим параметрам нефтепровода. В случае аварии задвижки, с помощью которых будет производиться регулировка, расположены через 25 км, и, как показывает практика, аварийные службы, в лучшем случае, могут попасть на место аварии в течение 2-3 часов, так что за это время выльется большое количество нефти. В результате аварии на временном нефтепроводе "Талакан-Витим", которая имела место весной этого года, вылилось, по официальным данным, 11 135 тонн нефти в р. Пеледуй. Далее нефть попала в речную систему Лены. На этом нефтепроводе использовались трубы диаметром всего в 30 см, а давление в них составляет лишь 40 атмосфер. Представить даже трудно, какого масштаба аварии возможны на ВС-ТО, размеры которой несопоставимы с этим временным трубопроводом;

- вызывает тревогу техническое состояние этой сложнейшей перекачивающейся трубопроводной системы, так как недостаточно учтены климатические условия района прохождения трассы с большими перепадами температуры и повышенной влажности воздуха, что может привести к усилению процесса коррозии металла, муфт и прокладок;

- проектантами не учтен и не показан ущерб, который нанесет строительство этого крупнейшего нефтепровода среде обитания коренных малочисленных народов Севера.

Каждому жителю Якутии настало время решить, что он выбирает - здоровье или нефть? При этом нужно ясно представлять себе, что в региональный и муниципальные бюджеты с Транснефти не пойдет никаких поступлений. Как известно, в настоящее время все платежи идут лишь в федеральный бюджет. Искалеченные людские судьбы и погубленное здоровье граждан ничем не будет компенсировано. Это говорит о том, что заложниками нефтяных олигархических кругов станут наши с вами сограждане и уникальная природа Южной Якутии. А ведь, как говорят ученые, южноякутская природа с её богатейшими минеральными водами, горячими источниками, красивыми горами, бурными речками, красивыми ландшафтами и чистейшим воздухом, целебной водой могла бы привлекать тысячи туристов со всего мира и была бы способна принести миллиарды в бюджет. Экологи констатируют, что в мире практически не осталось нетронутых земель, кроме как Якутии да части Бразилии. В связи с этим в ближайшем будущем "твердой валютой" для всего человечества будут сохранившиеся в первозданном виде ландшафты, чистый воздух и чистая вода. Передовые ученые всего мира действительно бьют тревогу - недолго останется существовать человеческой цивилизации, если мы будем продолжать гибельное "нефтяное" направление развития. Земля задыхается. В принятой ООН Конвенции о биологическом разнообразии в Рио-де-Жанейро 1992 г. развитые страны признали подобный путь достижения благополучия пагубным и более не приемлемым.

С подачи наших властей, заимевших общие интересы с крупным бизнесом, экономическое развитие республики идет по пути нанесения серьезного ущерба природе. Это вызывает большую обеспокоенность научной интеллигенции и общественных кругов республики. Строительство, эксплуатация колоссального нефтепровода исковеркает природу Южной Якутии, Лену, Алдан, Амгу и здоровье тех, кто живет на их берегах. Нефтяные реки несовместимы с жизнью. Не пора ли опомниться?!

Елена СЕМЕНОВА
ИЦ НОРД ПИПЛ
По материалам "В Якутии.ру"

Просмотров: 856 | Добавил: np2006 | Дата:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Создать бесплатный сайт с uCoz