7 марта 2006г. в г. Брашове, Румыния, состоялась Международная конференция "Участие национальных меньшинств в общественной жизни:
роль совещательных органов", организованная в рамках румынского председательствования (ноябрь 2005 г. - май 2006 г.) в Комитете Министров Совета Европы. На пленарном заседании и работе трех семинаров обсуждены вопросы правового обеспечения участия национальных меньшинств в процессах принятия решений, их согласовании и координации с органами государственной власти, отношений с другими организациями на национальном уровне и сотрудничества с международными организациями.
Участники конференции, представлявшие более 30 стран Европы, поделились опытом своих государств в налаживании конструктивного диалога с общественными объединениями национальных меньшинств.
Российские представители - член Комитета экспертов по вопросам национальных меньшинств Совета Европы, заместитель директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России М.А. Лебедев и специальный представитель-эксперт, заместитель директора Департамента межнациональных отношений Минрегиона России Л.Н. Дьяченко, участвовавшие в конференции, рассказали о российском опыте вовлечения представителей национальных меньшинств в жизнь общества. Подчеркнуто, что важнейшей формой участия национальных меньшинств в общественной жизни России является институт общественных национальных объединений, как составная часть гражданского общества России. Согласно Конституции Российской Федерации и Федеральным Законам "О национально-культурной автономии" и "Об общественных объединениях", Российская Федерация гарантирует свободное создание национальных объединений представителями всех национальных меньшинств. На сегодняшний день в Российской Федерации созданы и действуют 16 федеральных национально-культурных автономий (ФНКА). Кроме того, в субъектах Российской Федерации существует 173 региональных и 315 местных национально-культурных автономий (НКА).
Основной целью институтов гражданского общества является объединение усилий по сохранению и развитию языка, самобытной культуры, традиций народов, налаживание связей с представителями этносов на территории Российской Федерации, выпуска газет, журналов на русском языке и языках народов. Некоторые ФНКА включают в устав цели по содействию в реализации прав и государственных гарантий для народов России, представление интересов НКА в органах власти различных уровней в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В условиях многонационального состава населения Российской Федерации, названные институты гражданского общества - национально-культурные автономии и национальные общественные организации заняты формированием национального самосознания, воспитанием культуры межнационального общения.
Как известно, последнее десятилетие стало временем возникновения новых угроз мировому сообществу, и большой степени - Российской Федерации, со стороны международного экстремизма и терроризма, в том числе - и нередко выступающих под религиозно-националистическими лозунгами. В этой связи Российская Федерация рассматривает взаимодействие с институтами гражданского общества как эффективный инструмент противодействия негативным явлениям, в том числе и имеющим международный характер.
Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов федерации, местного самоуправления уделяют постоянное внимание вопросам сотрудничества с общественными национальными объединениями и содействию реализации основных направлений их деятельности.
Это сотрудничество выражается:
- в привлечении общественных объединений к обсуждению и решению управленческих вопросов, касающихся национальной сферы;
- в проведении совместных мероприятий - совещаний, конференций, съездов, фестивалей и пр.;
- информационное взаимодействие - взаимное информирование о значимых событиях и явлениях национальной жизни, поддержка государством средств массовой информации национальных меньшинств;
- финансовая поддержка за счет бюджетов Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований целевых программ и проектов общественных объединений.
В Российской Федерации сложилась система конструктивного взаимодействия органов государственной власти, национально-культурных автономий и национальных общественных организаций. Свобода создания общественных объединений граждан не подвергается каким-либо ограничениям.
В ходе семинаров, обсуждавших участие национальных меньшинств в выборах, вопросы создания организаций меньшинств, а также основные функции и сферы деятельности этих организаций, в выступлениях М.А.Лебедева и Л.Н.Дьяченко отмечена работа по совершенствованию государственной политики многонациональной России, развитию многообразия форм участия организаций нацменьшинств во взаимодействии с властями на федеральном, региональном и местном уровнях. Внимание участников конференции было привлечено к негативному опыту Латвии и Эстонии, где вследствие не предоставления гражданства сотням тысяч постоянных жителей из числа русскоязычного населения до настоящего времени не созданы условия для их надлежащего участия в общественной жизни.
www.minregion.ru