Пятница, 2024-05-10, 7:07 AM
Начало
Меню сайта
Календарь новостей
«  Февраль 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Сайты партнеров
Наш опрос
Что бы вы хотели знать о коренных малочисленных народах?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 366
Статистика
Новости сайта
» 2007 » Февраль » 6 » Где тот вездеход, что по тундре и тайге лихо провезет?
Где тот вездеход, что по тундре и тайге лихо провезет?
Такие теперь настали времена, что в нашей бескрайней республике людям требуется все чаще одолевать бездорожье. Самолеты-то во многие труднодоступные населенные пункты совсем редко летают. Специалисты твердят о необходимости придумать надежное транспортное средство для передвижения по земле.
Причем даже предпринимаются нескончаемые попытки перейти от слов к делу. Однако воз, как говорится в знаменитой басне, и ныне там. Да, изобретаются технические диковины, призванные покорять непроходимые просторы, только не очень-то далеко уедешь на этих творениях конструкторской мысли.
Уже в новом 2007 году родилась очередная инициатива по решению давно назревшей проблемы. Ведущий инженер ОАО "Сахаэнерго" Серафим Захаров направил в адрес президента республики Вячеслава Штырова бумагу, в которой говорилось о возможности, наконец-то, претворить в жизнь давнюю мечту жителей труднодоступных сел о надежном внедорожном транспортном средстве. При этом подчеркивалось, что оно должно передвигаться на колесах с шинами сверхнизкого давления. Новинку, как водится у технарей, обозначили только им понятной плохо запоминающейся аббревиатурой ВТСШНД.
Письму инженера был дан быстрый ход. Через считанные дни оно обсуждалось на заседании научно-технического совета Министерства транспорта, связи и информатизации РС(Я). Созвали авторитетных спецов транспортного дела. Подготовили проект соответствующего протокола. В него внесли 18 пунктов, в частности, записали, что сегодня у нас практически нет альтернативы этому самому ВТСШНД, что его разработку следует координировать под эгидой Минтранса, которому надлежит быть государственным заказчиком. В проекте особо оговаривалось, что решить проблему покупкой уже придуманных внедорожников не удастся. Раз так, надо создавать республиканское специализированное конструкторско-технологическое бюро (СКТБ). Заодно "озадачивались" заинтересованные ведомства -- Минсельхоз, МЧС, научные учреждения и другие.
А потом заседал научно-технический совет, ведомый его председателем, министром Владимиром Членовым. И Владимир Михайлович, думается, основательно спутал карты застрельщикам мероприятия. Один за другим выступали приглашенные на заседание должностные лица. В целом они куда как обстоятельно осветили актуальный вопрос. Идея делать ставку на ВТСШНД получила единодушное одобрение. Выступавшие по-разному оценивали конкретные образцы такой техники. Не совсем лестно отзывались, например, о вездеходе "Тугут" от минсельхозовского ведомства, критиковались и машины белорусского завода, доставалось, впрочем и продукции отечественной промышленности. Скажем, эмчээсовец Евгений Барышев заметил, что все вездеходы, завозимые из-за пределов республики, не готовы к эксплуатации в наших условиях.
Ораторы, понятно, вели речи с профессиональным знанием дела. Их было интересно слушать и не очень-то искушенному в технических тонкостях человеку. Наша республика, оказывается, богата самоучками, которые иной раз в одиночку создают удивительные средства передвижения. Об одном таком умельце из села Казачье в Усть-Янском улусе поведал, например, минсельхозовец Василий Лукин. Тот изобретатель по фамилии Амерханов соорудил из того, что нашлось в заполярном селе, диковинный вездеход. В нем использованы двигатель трактора МТЗ-82, мосты -- от автомашины ГАЗ-66, колеса -- тягача К-700, коробка передач -- от грузовика ЗиЛ-131. Все это смонтировано на самодельном кузове и представляет передвигающееся по бездорожью транспортное средство. Оно способно провезти по тундре десять человек и тонну груза со скоростью до 65--70 километров в час. Во время испытаний творение энтузиаста Амерханова весьма успешно соперничало в резвости продвижения по целине с автомобилем "Урал".
Другого такого конструктора от природы министр Владимир Членов провозгласил спасителем Абыйского улуса. Мол, если бы этот новатор не смастерил вездеход на базе "Нивы" (кстати, весьма несовершенный), пришлось бы нынешней зимой объявлять в районе чрезвычайное положение, чтобы вывозить людей.
-- Уже поднимались силы МЧС, -- живописал ситуацию Владимир Михайлович.
Но выручил самодельный вездеход, на нем доставляли необходимые товары в отрезанные стихией населенные пункты. Выступавшие не скупились предлагать, как решать проблему. Вот только возникало подозрение, что рекомендации сводились к самому популярному у нас методу действий. Государство, не скупись! Правда, в Минтрансе (сужу по личным впечатлениям) пробиваются к деньгам не совсем так, как, допустим, в Минсельхозе. В транспортном ведомстве действуют, пожалуй, хитрее. Здесь не принято мелочиться. Под прицел берутся сразу десятки, а то и сотни миллионов рублей. И словесное прикрытие более масштабное. Его научно обосновывают. Скажем, признав: "Цена вопроса -- сто миллионов рублей", -- участник дискуссии добавляет, что за такие деньги удастся создать машины, на которые будет спрос на рынке Крайнего Севера всей страны. Это вовсе не просьба материально помочь, например, чахнущему сельхозпредприятию, а словно бы благодеяние дающему со стороны берущего.
Но, думается, и у начальства транспортного цеха выработался иммунитет к подобным смелым мечтаниям--предсказаниям. Во всяком случае, на этом конкретном совещании Владимир Членов с присущим ему индивидуальным красноречием гасил оптимистический пыл поднимавшихся на трибуну пропагандистов высокозатратных мыслительных изысков. Министр, чувствовалось, явно не одобрял идею раскошеливаться на еще одно конструкторское бюро. Владимир Михайлович куда как ясно говорил, что целесообразнее, мол, просто закупить уже готовые вездеходы в количестве, необходимом для нашей республики. А их, по его мнению, требуется не столь и много.
-- Так решили проблему на Таймыре, приобрели оптом машины, отдали местной власти, -- говорил министр. -- И разговоры о том, на чем ездить по тундре, прекратились. Мы же все убеждаем друг друга. Кто мешает нам привезти такие машины и на базе, скажем, того же завода землеройной техники сделать их несложную доработку? Тем более, что у нас много чего валяется от "Сельхозтехники". Надо воспользоваться возможностями.
Правда, потом эмоционального министра поправят, что от приснопамятной "Сельхозтехники" ничего толкового уже не взять. Там все покорежено, растащено. Не такие простачки наши сограждане, чтобы спокойно миновать плохо лежащую материальную ценность, даже если она и не очень-то им нужна. Как бы то ни было, Владимир Членов требовал от знающих толк в технике коллег всего-то предложить технико-экономическое обоснование (ТЭО) конкретной модели внедорожника, оптимально пригодной к эксплуатации в Якутии. А всякие новые КБ -- это, мол, мало полезные затраты. Причем следует быстрее определяться. Правительство разработало программу развития транспортного комплекса до 2015 года. Документ пока не одобрен депутатами, значит, еще возможно дополнить его разделом о внедорожной технике. Но надо знать, что конкретно приобретать.
-- Ученые склоняются к тому, что у нас целесообразны внедорожники на шинах низкого давления, -- продолжал министр. -- Между прочим, Минсельхоз снова купил гусеничные вездеходы. Не нужна нам такая тенденция, чтобы тратиться на образец и долго изучать его. Требуются четкие ТЭО инвестиций, убедим Ил Тумэн выделить средства на это, добьемся и ста миллионов рублей. Не такие уж мы и бедные. Но надо вести конкретный разговор.
Министра поддержал и депутат Андрей Кривошапкин. Известный защитник арктических северян напомнил, как трудно им стало общаться друг с другом, получать доступ к элементарным благам цивилизации. А проблема внедорожного транспорта вполне решаема. В обоснование такого постулата Владимир Михайлович привел воспоминание, как он выразился, специально для прессы:
-- Можете не проверять, раз говорю, значит, так и было. В 1972 году по заданию Политбюро ЦК КПСС в Булунском районе испытывались аэросани. Их сделали на вертолетном заводе имени Камова. Мне тогда было 22 года. Мы из Хара-Улаха доехали до Тикси за 45 минут. 12 человек. Это не игрушка какая-то. Представляете, где теперь те диковины? В прошлом году мы с Артуром Николаевичем побывали на том заводе (там такой контроль!), спросили конструктора, где аэросани? А они сиротливо стояли в углу. Никому не нужными оказались. Даже советская власть не смогла их внедрить. А что помешало? Потому что заказа на аэросани не сделали. Не требовалась тогда такая техника. Мы в ту пору летали в Кюсюр самолетом, билет стоил девять рублей 50 копеек. Кто поедет туда по земле? Но это было вчера, сегодня другая ситуация. Вот вы говорите, что прекрасен вездеход "Вектор". Раз так, то давайте подпишемся все под предложением приобретать эту машину... А если мы станем создавать КБ имени... Хмм, да...
Словом, точка зрения транспортного министра очевидна. С нею, надо полагать, согласились далеко не все участники совещания. Правда, никто не решился очень уж настойчиво противостоять эмоциональному напору Владимира Михайловича. Да и трудно было ему возражать. В доказательство своей правоты министр логически оперировал фактами из прошлого. За что только ни ратовали у нас уже после крушения социализма! Сколько преподносилось шумных проектов, которые затем тихо забывались. Владимир Членов напомнил о таком начинании:
-- Минуло уже десять лет, как у нас в Якутске открылся завод детского питания за девять миллионов долларов! Только до сих пор ни один ребенок не отведал его продукции. Там сейчас воду делают, "чистую воду", называется "Туймаада". И таких примеров уйма.
Что верно, то верно. К сожалению, подобными казусами богат не только агропромышленный комплекс. Тем не менее хотелось бы верить, что такая печальная участь не постигнет вездеход, который людей по бездорожью лихо повезет.

ИЦ НОРД ПИПЛ
Евгений РОСТОВЦЕВ
по материалам газеты "Якутия"

Просмотров: 1886 | Добавил: np2006 | Дата:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Создать бесплатный сайт с uCoz