Четверг, 2024-03-28, 7:04 PM
Начало
Меню сайта
Календарь новостей
«  Февраль 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Сайты партнеров
Наш опрос
Что бы вы хотели знать о коренных малочисленных народах?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 366
Статистика
Новости сайта
» 2007 » Февраль » 6 » Арктические пути капитана Миловзорова
Арктические пути капитана Миловзорова
2007 год объявлен Международным полярным годом. В связи с этим хотелось бы вспомнить добрым словом первопроходцев Арктики, тех, кто в невиданно тяжелых условиях поднимал завесу тайны перед самым суровым и неизведанным краем Земли. К ним относится полярный капитан Павел Георгиевич Миловзоров.
Он родился в 1876 году в семье учителя земской школы в селе Заболотном Рязанской губернии. Хотя жил вдали от моря, постоянно интересовался морскими экспедициями.
Павел Миловзоров проплавал рядовым матросом несколько лет на Каспии. В 1900 году получил диплом штурмана дальнего плавания. В
1904-м был направлен на Дальний Восток. С тех пор его жизнь навсегда была связана с Тихим океаном и Восточной Арктикой.
В 1914 году наконец-то сбылась давняя мечта П.Г.Миловзорова о плавании в Арктике. Он был назначен капитаном парохода "Колыма", которому предстояло совершить рейс из Владивостока в Нижнеколымск. На обратном пути судно зазимовало в Чукотском море у мыса Северный.
В 1923 году советскому правительству удалось возобновить колымские морские рейсы, которые были прерваны с 1919 года из-за военных и революционных событий в стране. В рейс был направлен пароход "Ставрополь" (капитан П.Г.Миловзоров). На борту судна находилось 23500 пудов промышленных и продовольственных товаров для голодающего населения края. Их сопровождал представитель Совнаркома Якутской АССР, бывший председатель ревкома Колымского уезда И.В.Васильев. Кроме того на борту судна находился красноармейский отряд из 50 бойцов под командованием Э.Г.Светеца и комиссара В.З.Романовского, который окончательно установил советскую власть в Колымо-Индигирском регионе.
30 августа пароход прибыл в Нижнеколымск, его с радостью встретило население и дружно принялось за разгрузку. Была отправлена благодарственная телеграмма в Москву на имя В.И.Ленина. Со времен этого исторического рейса началось регулярное плавание судов из Владивостока к устью Колымы.
В 1924 году П.Г.Миловзоров тоже на пароходе "Ставрополь" совершил второй советский колымский рейс. На обратном пути вынужден был зазимовать у острова Шалаурова. На следующий год он опять отправился в плавание до Нижнеколымска.
В 1926 году Миловзорову был поручен первый транспортно-экспедиционный поход на "Ставрополе" на остров Врангеля, куда была доставлена первая группа добровольных переселенцев, в основном чукчей и эскимосов. Возглавлял их первый "губернатор" острова Г.А.Ушаков. На обратном пути "Ставрополь" пробился к одинокому острову Геральд, где был поднят государственный флаг.
По предложению Якутского правительства 5 января 1927 года Совет народных комиссаров РСФСР постановил: "В целях обеспечения снабжения северных округов Якутской АССР (Булунского, Верхоянского и Колымского) признать необходимым организацию каботажных рейсов по северному побережью Якутской республики". Предполагалось отправить из Владивостока в устье Лены одно судно, считая этот рейс пробным. На случай недовоза грузов в Якутию, часть его направлялась через Иркутск сплавом по Лене.
Для предстоящего плавания был выбран пароход "Колыма" (капитан Павел Миловзоров), который вышел из Владивостока 21 июля, имея на борту 415 тонн разных грузов, годовой запас продовольствия, несколько пассажиров и два разобранных самолёта. 5 августа 1927 года, на 46 сутки после выхода из Владивостока, пройдя шесть морей, "Колыма" бросила якорь в бухте Тикси.
Берега бухты выглядели тогда пустынными и необжитыми. Позднее эта хорошо защищённая от ветров гавань стала одним из главных портов Северного морского пути. Команда корабля помогла лётчикам спустить на воду гидросамолёты, поднявшиеся в воздух 8 августа. Следуя в Якутск, а затем в Иркутск, лётчики Э.Лухт и Е.Кошелев, пройдя над тундрой и тайгой 7500 километров, благополучно завершили свою работу. Это было выдающееся событие в истории молодой полярной авиации.
Пароход "Лена" под командованием известного капитана А.Д.Богатырёва доставил в бухту Тикси сангарский уголь и высококачественную ленскую рыбу, которую надлежало вывезти во Владивосток.
Очередной колымский рейс в навигацию 1928 года П.Г.Миловзоров совершил на пароходе "Ставрополь", доставив 388 тонн груза. На обратном пути зашёл на остров Врангеля. За колымские рейсы он был награждён орденом Красного Знамени.
На следующий год вновь привёл свой "Ставрополь" в Нижнеколымск. Вот как вспоминает об этом один из участников рейса: "Из трюмов выгружались различные грузы. Первую очередь составляли продукты: мука, крупа, чай, сахар, масло. Вторую - охотничьи и промысловые принадлежности: порох, дробь, патроны, капканы для ловли песцов. Особым грузом являлся конский волос, доставляемый на Колыму для плетения сетей. Одновременно приняли груз с берега. Он состоял из нескольких сот мамонтовых клыков, пушнины и металлической тары из-под керосина".
В 1931 году П.Миловзоров с большим трудом достиг устья Колымы -- только 3 сентября, а на обратном пути вынужден был встать на зимовку у берегов Чукотки.
Самостоятельные рейсы "Ставрополя" и "Колымы" без сопровождения ледоколов были выдающимся событием своего времени. Они сыграли важную роль в освоении Северного морского пути.
В 1933 году была создана первая Лено-Колымская экспедиция по проводке речных судов с Лены на Колыму. Был сформирован караван из четырёх колёсных пароходов и шести деревянных барж, гружённых лесом, углём, продовольствием. Это был рискованный перегон. Руководил им Павел Миловзоров. 14 августа караван вышел из бухты Тикси и взял курс на восток. Службы прогнозов не было, ледовая разведка не проводилась. 20 августа в районе Меркушиной Стрелки разыгрался страшный шторм. Затонул пассажирский пароход "Революционный", погибли 22 человека.
31 августа оставшаяся часть каравана с большим трудом пришла в порт Амбарчик. Из шести вышедших барж на Колыму не дошла ни одна. Эта трагедия совпала с челюскинской эпопеей. Поэтому на фоне всеобщей эйфории, вызванной подвигом челюскинцев, она замалчивалась и вскоре оказалась забытой. Начальнику же этой экспедиции она доставила немало горьких минут и седых волос.
Легендарный полярник И.Д.Папанин писал: "Я не могу не воздать должное этому человеку редкого обаяния и большого ума. Павла Георгиевича заслуженно чтили как человека, много сделавшего для транспортного освоения морей Восточной Арктики. В двадцатые и тридцатые годы не было лучшего знатока секретов навигации в восточных арктических морях, чем Миловзоров. Все поражались искусству, с каким Павел Георгиевич проводил свой старенький корабль через коварные ледовые ловушки, оставляя позади новые мощные пароходы... Так вот, в 1935 году он на "Анадыре" совершил сквозной рейс по Северному морскому пути из Владивостока в Игарку".
Павел Георгиевич Миловзоров скончался в 1940 году. В конце прошлого года исполнилось 130 лет со дня его рождения. К сожалению, на морском побережье Якутии не зафиксировано имя отважного полярного капитана. А следовало бы...

ИЦ НОРД ПИПЛ
Алексей ЧИКАЧЁВ
по материалам газета "Якутия"

Просмотров: 1677 | Добавил: np2006 | Дата:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Создать бесплатный сайт с uCoz