Понедельник, 2024-04-29, 10:11 PM
Начало Каталог статей
Меню сайта
Категории статей
Фольклор [2]
Все о народных фольклорах
Актуально [28]
экономика, политика,северный завоз, социум
Народы [2]
Люди Севера [9]
Промышленное освоение Якутии [1]
Из улусных газет [0]
статьи из улусных газет
Северные животные [2]
все самое интересное про северных животных
Поиск по статьям
Сайты партнеров
Наш опрос
Что бы вы хотели знать о коренных малочисленных народах?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 366
Статистика
Каталог статей
» Каталог статей » Актуально
Проблемные бивни

Проблемные бивни
Ежегодно за пределы республики вывозится 15 - 20 тонн мамонтовых бивней и других останков мамонтовой фауны без оплаты налога за пользование природными ресурсами. Причем многие из них представляют уникальный музейный и научный материал, который никем не оценивается. Противоречивый же, "запретительно-разрешительный" указ президента Якутии 1992 года "О неотложных мерах по охране, сбору, закупке и использованию бивней мамонта и других останков мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия)" на сегодняшний день не может быть использован.

Федеральный Закон "О недрах" нечетко регулирует вопрос лицензирования сбора и добычи бивней мамонта и других останков мамонтовой фауны. Правоведами они рассматриваются как палеонтологические останки, которые могут быть добыты в процессе "сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов". Такое буквальное толкование закона несостоятельно по следующим причинам: бивни мамонта используются не только как коллекционный материал, который зафиксирован законом, но и как сырье для переработки и получения другой товарной продукции. К тому же, они обладают прогнозными ресурсами и запасами, как и другие полезные ископаемые. Бивни имеют спрос и предложение на мировом рынке минеральных ресурсов. С другой стороны, у этого ресурса своя специфика, которая не учитывается действующим федеральным законодательством. Вмещающими останки "мамонтовой фауны" породами являются сильно льдистые отложения средне-верхнечетвертичного возраста, покрывающие "чехлом" низменности почти по всей Якутии. На всей протяженности арктических морей, внутренних "губ" морей, береговых обрывах морских островов, реки, озер они образуют так называемые "яры" высотой до десятков метров. Разрушаясь, берега высвобождают значительное количество ископаемых останков млекопитающих, сосуществовавших вместе с мамонтами в ледниковый период и объединенных под названием "мамонтовая фауна". Ареал распространения и современная эрозия этих льдистых отложений в основном совпадают с землями традиционного хозяйствования населения северных улусов: охотпромыслом, рыболовством, оленеводством, геологическими изысканиями, добычей полезных ископаемых, особенно, россыпных месторождений золота, олова. Необходимо отметить, что в этой цепочке традиционного хозяйствования северян обособленно стоят пограничная служба и морское судоходство, которые приложили немало усилий для процветания теневого оборота бивней мамонта.
Это требует особого подхода к государственному управлению и регулированию сбора ресурса. Только вдоль арктических морей и морских островов объем эрозии отложений, содержащих бивни мамонта, составляет миллиарды кубических метров, несравнимый с технической разработкой даже крупнейших месторождений. По прогнозным данным, ежегодно из льдистых отложений вымывается более 30 тонн бивней, из которых 20 и более тонн могут быть собраны, если организовать этот вид деятельности на экономико-правовой основе.
Опыт работы за последние три года показывает, что мы находимся только на начальном этапе налаживания прозрачной системы рационального эффективного использования этого особого природного ресурса. Действующие сегодня нормативные правовые акты отнесли останки мамонтовой фауны к особым природным ресурсам, позволяют попутный сбор этих ресурсов в процессе традиционной хозяйственной деятельности на закрепленных землях по разрешению муниципальных органов на уровне улусов (районов), коммерческую добычу мамонтовой кости (бивня) по лицензиям с правом скупки у населения этих ресурсов. Установлены порядок выдачи лицензий, система отчетности и контроля, стимулирования переработки сырья на территории республики и в местах сбора и добычи, участия в аукционах и фестивалях, а также порядок государственного вознаграждения за находку останков мамонтовой фауны, имеющих научную и музейную ценность.
На первое января текущего года в Якутии выданы 35 лицензий на право пользования недрами с целью сбора бивня мамонта и других останков мамонтовой фауны. В соответствии с указом Президента РС(Я) В.Штырова лицензии выданы сроком на три года. Распределение их по улусам следующее: Абыйский улус - 5, Аллаиховский - 7, Анабарский - 3, Булунский - 10, Нижнеколымский - 3, Оленекский - 1, Усть-Янский - 6.
Если взять цифры лишь за 2005 год, то по отчетным данным недропользователями добыто 21,8 тонны. Налог на добычу полезных ископаемых составил 261,7 тыс. руб., или 11,97 рубля с килограмма сырья, что явно не отвечает полученным доходам недропользователей. Кроме этого, есть злостные неплательщики налогов, которые отстранены от этой деятельности. Реализация мамонтовой фауны осуществляется через перекупщиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Якутска. Оплата за бивень производится, в основном, бартером или в виде кредита. По отчетам недропользователей стоимость 1 кг бивня мамонта первого сорта составляет от 780 до 1496 рублей, второго сорта - от 116 до 600 рублей, несортового сырья (щепа) - от 100 до 170 рублей.
В 2005 году в Якутске было проведено два аукциона по продаже бивня мамонта и других останков мамонтовой фауны. Согласно условиям лицензионных соглашений, каждый недропользователь обязан представить на ежегодный аукцион 1/3 объема добычи. Первоначальная цена за килограмм выставляемого сырья первого сорта была 100 долларов (2873 руб.). В процессе торгов она выросла до 140-160 долларов (4022 - 4596 руб.). Несортовое сырье по итогам торгов оценено от 13,2 до 50 долларов (от 379 до 1436 рублей) за килограмм.
Анализ показывает, что недропользователи при реализации мамонтовой кости перекупщикам из центральных регионов страны и Якутска занижают стоимость сырья: первого сорта - до 3,7 раза, второго сорта - до 24 раз, несортового сырья - до 3,8 раза. По оценке экспертов, стоимость реализуемого сырья для налогооблажения должна быть в 2-2,5 раза выше цены реализации, показываемой в отчетах и ниже на 25-40 процентов аукционной.
В этих условиях особые надежды возлагаются на органы местного самоуправления. Они уполномочены, кроме выдачи разрешений на попутный сбор, участвовать в определении условий и порядка пользования участками недр, содержащими ископаемые останки мамонтовой фауны; в контроле за охраной окружающей среды и рациональным пользованием участками недр в порядке, установленном Правительством РС(Я); разрабатывать и реализовывать муниципальные программы сбора, добычи, переработки, реализации останков мамонтовой фауны.
Необходимо выводить аукционы на качественно новый, действительно международный уровень. Наиболее благоприятным периодом их проведения является конец сезона сбора и добычи мамонтовой кости, то есть, октябрь - ноябрь. Для использования аукциона как меры эффективного регулирования ценовой политики, должен быть решен вопрос определения ответственного органа или предприятия для организации ежегодных аукционов по продаже мамонтовой кости и других останков мамонтовой фауны. В свою очередь, он первым делом обязан решить вопрос, чтобы выданный сертификат (лицензия) Якутского международного аукциона являлся единственным документом, который без бюрократических проволочек давал право его экспорта в другие страны - импортеры мамонтовой кости.

Николай КИРИЛЛИН, заместитель председателя Госкомгеологии РС(Я), Лариса МУСТАФАЕВА, главный специалист Госкомгеологии РС(Я)

Категория: Актуально | Добавил: np2006 (2006-04-03)
Просмотров: 2063 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 1
1 Shanker  
0
I think you hit a blulesye there fellas!

Имя *:
Email *:
Код *:
Создать бесплатный сайт с uCoz