Четверг, 2024-03-28, 10:06 PM
Начало Каталог статей
Меню сайта
Категории статей
Фольклор [2]
Все о народных фольклорах
Актуально [28]
экономика, политика,северный завоз, социум
Народы [2]
Люди Севера [9]
Промышленное освоение Якутии [1]
Из улусных газет [0]
статьи из улусных газет
Северные животные [2]
все самое интересное про северных животных
Поиск по статьям
Сайты партнеров
Наш опрос
Что бы вы хотели знать о коренных малочисленных народах?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 366
Статистика
Каталог статей
» Каталог статей » Актуально
Гидроэнергетический импульс для экономики Якутии

Гидроэнергетический импульс для экономики Якутии
- На сегодняшний день есть "Декларация о намерениях инвестирования в строительство каскада ГЭС на реке Тимптон". С конца марта этого года на будущих створах активно работают, проводят изыскания специалисты из 13-й Вилюйской экспедиции, часть нерюнгринского ТИСИЗа и по контракту вспомогательный персонал, набранный в Нерюнгри и частично в Алдане. Руководит работами проектный институт "Ленгидропроект",
- На каких участках ведутся работы?
- Перевалочная база - в поселке Канкунский. Основным местом для самой крупной ГЭС каскада пока остается створ "Канкунский", расположенный километрах в двадцати от поселка. А запасной, дублирующий - "Иджекский" створ. Створ "Нижне-Тимптонской" станции (40 километров от устья реки) присутствует в обоих вариантах каскадов, и по нему практически нет разногласий. Все параметры будущих ГЭС будут зависеть от результатов изысканий, возможных технических решений и оценки воздействия на окружающую среду Наша цель - минимальное воздействие на природу и максимальная эффективность за каждый вложенный в строительство станций рубль.
В генеральную Схему размещения генерирующих мощностей до 2020 года, которая предварительно одобрена Правительством РФ, включены Канкунская и Нижне-Тимптонская ГЭС, мощность которых была определена по консервативному варианту роста потребления в Южной Якутии - 1300 и 800 МВт соответственно. А подготовленная заявка на финансирование проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" из средств Инвестиционного фонда рассчитана из варианта максимального использования водного потенциала бассейна реки Тимптон и уверенностью в опережающем росте потребления в данном регионе. Соответственно, мощность ГЭС здесь много больше - 1600 и 1200 МВт. Как видно, разница очень существенная - 700 МВт, и окончательный ответ можно будет получить по окончании этапа проектирования станций и после определения структуры капитала для финансирования строительства, которое предполагается начать в 2010 году. В заявке в инвестфонд принят за базовый вариант, предполагающий строительство на первом этапе одной ГЭС - Канкунской - с 40-процентным участием государства в финансировании гидротехнических сооружений и 100-процентным финансированием объектов транспортной инфраструктуры (линии электропередач, дороги и т.д.). Это минимально возможное участие государства в реализации данного проекта, при котором бизнес получает возможность обеспечить окупаемость инвестиций за 33 года с минимальной эффективностью капитала в 11,6% годовых.
Участие государства становится определяющим для развития гидроэнергетики. Ведь до недавнего дня все проекты строительства ГЭС, реализуемые РАО "ЕЭС", были проектами достройки советских станций. И все средства, вложенные в советское время, не учитываются в расчете эффективности при достройке ГЭС. Например, реализуемый в настоящее время проект достройки Богучанской ГЭС и строительства алюминиевого завода получил на вход для расчета эффективности построенную в советское время на 60 процентов плотину и был бы неокупаемым без этого условия.
Здесь, в Якутии - один из первых проектов в современной России, когда станция начинает проектироваться и возводиться с нуля. И по действующим положениям и условиям принятия инвестиционных решений не получается разработать проект такой эффективности, который стал бы привлекателен для бизнеса, без участия государства в строительстве гидротехнических сооружений. За некоторым исключением для горных станций, так называемых деривационных ГЭС, где удельные затраты на гидротехнические сооружения в общей стоимости ГЭС достаточно низкие. Потому что там за счет естественного перепада высот в горах используется энергия частично отведенной от русла рек воды, направленной на лопасти турбин. А на "равнинных" ГЭС приходится создавать перепад высот в реке, что требует очень больших затрат. И эти затраты на этапе строительства ГЭС всегда в абсолютной величине выше, чем затраты на другие типы (тепловые, атомные и др.) генерирующих мощностей.
Почему мы все равно занимаемся строительством гидроэлектростанций? Первый довод "ЗА". В перспективе, после существенных первоначальных затрат можно очень долго производить электроэнергию максимально экологическим и очень дешевым способом (расчетный жизненный цикл плотины - 100 лет, а больше крупные ГЭС еще и не работали. Вероятно, срок существенно увеличится, ведь что может быть с плотиной и водохранилищем, которые после постройки становятся частью природного ландшафта?).
Второй довод, и он становится все более актуальным, - несмотря на то, что происходит изменение экологической обстановки после первоначального накопления воды в водохранилище (в этом экологи правы - появление искусственного моря не может не сказаться на изменениях в окружающей среде), но эти последствия приводят достаточно быстро к новому экологическому равновесию. А сохраняемые стратегические запасы питьевой воды со временем могут оказаться многим более ценнее, чем запасы углеводородов и вырабатываемая сегодня электроэнергия. И Якутия уникальна по объемам этого ценнейшего мирового ресурса - питьевой воды. Но чтобы им воспользоваться, нужно уже сегодня создавать инфраструктуру доступа к этому ресурсу. Собственно говоря, государство и возьмет на себя затраты по созданию подобного рода гидротехнической инфраструктуры.
- Многие спросят: "Но почему такие преференции энергетикам"?
- А здесь нет никаких льгот - по новому Водному кодексу гидротехнические сооружения являются объектами федеральной собственности. Да и производство, и передача электроэнергии - не единственный бизнес, который получает мощный толчок в развитии. Такие же уникальные возможности получают и транспортный бизнес (водный путь и дороги по гребню плотины), строительная отрасль и производство строительных материалов, сельское хозяйство (мелиорация), рыбная отрасль, социальная сфера на берегах рукотворного моря. А для нас это новые потребители нашей же электроэнергии.
Третий довод. ГЭС - это максимально маневренные станции, что необходимо при управлении режимами сети передачи и потребления электроэнергии (системные услуги).
Все три довода, когда взвешиваешь эффект, перевешивают минусы, связанные с большими первоначальными затратами и воздействием на экологию. Река Тимптон удивительна и тем, что само "зеркало" водохранилища (площадь затопления) достаточно компактно по сравнению с аналогичными равнинными станциями сравнимой мощности (по предварительным расчетам, в 40 раз меньше на 1 КВт мощности станции), потому что основная масса воды будет располагаться в естественном каньоне реки. Расчетная максимальная высота Канкунской плотины может достигнуть 270 метров (Саяно-Шушенская ГЭС - 245 метров). Представьте море глубиной до 270 метров, небольшое по площади, но очень глубокое и красивое.
- Виктор Николаевич, вы успели побывать в Якутии?
- А как же, несколько раз! И на предварительных створах мы недавно повязали на деревья кумачовые ленты, когда утверждали места начала изысканий, в апреле этой весны, по пояс в снегу. Местное население утверждает, что постоянно в той местности никто не живет. Поэтому в будущем одного из самых проблемных и тяжелых вопросов, связанных с переселением жителей из районов будущего водохранилища, у нас не будет. А этим летом в те места направится небольшая этнографическая экспедиция, которая прояснит все вопросы, связанные с малочисленными народностями. И затем мы совместно приступим к разработке программ компенсаций, если строительство станций как-то затронет их интересы. Надеюсь, что все будет проходить нормально, без явного противостояния.
- 25 мая в Инвестиционный фонд РФ Корпорацией развития Южной Якутии подана заявка. И что дальше?
- Если не возникнет серьезных вопросов в правительственных ведомствах по существу заявки, то надеемся, что Правительство Республики Саха (Якутия) 9 июня сможет презентовать проект на Петербургском экономическом форуме, и Инвестиционный комитет фонда ее там же рассмотрит. Объем заявки очень большой и чисто технически может оказаться так, что мы не сможем к этому времени снять все вопросы. Тогда в спокойной обстановке в течение июня дорабатываем документы, проходим Инвестиционный комитет фонда и рассчитываем, что в августе правительственная комиссия примет окончательное решение о финансировании проекта "Комплексное развитие Южной Якутии".
Структура заявки достаточно сложная. Подобных заявок еще не было - ни по объему финансирования, ни по количеству инвестиционных проектов в различных отраслях, согласованных между собой по срокам реализации и общей инфраструктуре, да и по труднодоступности предлагаемого к освоению района. Поэтому вопросов, скорее всего, будет много. Первоначальная заявка предусматривает выделение средств на финансирование проектно-сметных работ по государственной инфраструктуре плюс проектов строительства ГЭС и комбината по добыче урановой руды. А уже в 2009 году участники "Корпорации развития Южной Якутии", созданной для разработки инвестиционных проектов в этом регионе, сформируют заявку на строительство с уточненными в результате проектных работ данными по инвестиционным объектам. И рассчитываем, что в 2010 году начнется строительство. Государство, соответственно, будет строить свои объекты, бизнес - свои. Проекты, конечно, отличаются по срокам реализации, но большая часть объектов выйдет на проектную мощность к 2020 году.
- Долгосрочные проекты наверняка не имеют адекватной методики оценки их эффективности. С какими трудностями вы столкнулись?
- Действительно, действующая методика оценки инвестиционных проектов предусматривает выявление эффектов в десятилетнем периоде времени. А по многим объектам в данной заявке к этому моменту только закончится цикл строительства. И поэтому возникли вопросы о корректной интерпретации эффектов от этих проектов в данном десятилетнем сроке. Но надеемся, что эти проблемы решены, проверкой условий инвестиционных проектов и расчетных моделей занимался голландский банк. Все скептики, не верящие в интенсивное развитие данного региона, которых было очень много еще в начале этого года, посрамлены. Проект развивается.
- Скажите, а как строятся отношения с теми, кто в республике задействован на проекте?
- Я убежден, что этого проекта просто не существовало бы, если бы не президент и правительство республики. Именно они "пробивали" все решения, обосновывали в публичном пространстве необходимость и неизбежность интенсивного варианта развития Южной Якутии.
Если бы инициатором этого проекта было только РАО "ЕЭС", думаю, что ничего бы не получилось. Именно технология подачи проекта как регионального, в основе которого была идея интенсивного комплексного освоения территории, и сыграла решающую роль. А РАО "ЕЭС" активно помогало в соответствии с подписанным Соглашением о сотрудничестве в июне 2006 года.
Со стороны правительства республики Программу развития Южной Якутии курирует Геннадий Алексеев, с моей точки зрения, это основная движущая сила. При взятых темпах продвижения программы и собственно коллективной харизмы, которой обладает нынешнее правительство Якутии, остальным участникам главное - успевать вовремя "подтаскивать снаряды", выполнять сформированные обязательства, а пробивает все бюрократические федеральные стенки в основном республика.
Иногда мы, конечно, выставляем свои условия, но не было еще ни одного вопроса, который бы не разрешили для общей пользы. Можно ли рассчитывать на более благоприятную структуру взаимоотношений, которая складывается? Я, по крайней мере, в своей жизни лучшего не наблюдал.
- Виктор Николаевич, давайте вернемся к вопросу эффективности вашего проекта. Когда вы сказали, что в Правительство РФ был первоначально представлен несколько другой вариант, вы имели в виду то, что неверно просчитали цену будущей электроэнергии - она становилась для потребителей инвестиционно непривлекательной?
- Первоначально мы представили вариант строительства двух станций сразу и без участия государства в строительстве. Этот вариант был для "ГидроОГК" реализуем при возможности продажи энергии в Китай по достаточно высокой цене и участии китайского бизнеса в долгосрочном финансировании строительства. При этом проект с огромным трудом окупался за счет второй (Нижне-Тимптонской) ГЭС. Ведь она расположена ниже по течению и для ее работы воду аккумулирует верхняя станция. Поэтому удельные затраты в строительство гидросооружений у нее существенно ниже, а производство электроэнергии почти сопоставимо с верхней станцией. Это так называемый каскадный эффект. Но на такое количество производимой электроэнергии (на двух ГЭС) к тому времени в Южной Якутии не нашлось бы потребителей, а расчет на поставку энергии в Китай по высокой цене пока не оправдывается. Обсудив такой сценарий развития в правительстве, мы сочли его невероятным в достаточной степени. И сформировали более реалистичный. Соответственно, поменяли заявку.
От чего же зависит в наибольшей степени реалистичность проектов в гидроэнергетике? Конечно же, прежде всего там огромное количество параметров, начиная от технических параметров самих сооружений, структуры и стоимости финансового капитала и заканчивая будущей текущей операционной деятельностью ГЭС. Но основные для нас параметры - наличие потребления в полном объеме производства ГЭС (ведь наш товар нельзя складировать) и цена продаваемой нами в будущем мощности и электроэнергии. И вот здесь мы сталкиваемся с несколькими проблемами.
Первая. Якутия находится в так называемой третьей ценовой зоне. Это территории, в которых не осуществляется свободное ценообразование на электроэнергию, цена регулируется государством (тариф). В результате в таких ценовых зонах возможность заключать взаимовыгодные долгосрочные контракты на поставку и соответственно покупку электроэнергии по фиксированной свободной цене, определенной самими покупателем и продавцом, отсутствует. В результате основная проблема при разработке заявки с участниками проекта такая - мы фактически сегодня не способны сформировать в переговорах адекватную, устраивающую их и нас цену и включить ее в проект. Ту цену, при которой издержки на покупку электроэнергии будут адекватны эффективности их проектов, а мы при должном уровне цены сможем окупить свои затраты на строительство ГЭС. Мы формируем такие цены в индивидуальных переговорах с партнерами по корпорации, но фактически ни заключить долгосрочные соглашения, ни поставить эту цену в свои модели проектов не можем. Единственным документом, поскольку Федеральная служба по тарифам (ФСТ) не делает долгосрочных тарифных прогнозов, для нас являются утвержденные РАО "ЕЭС" сценарные условия роста потребления, цены и тарифов вплоть до 2030 года. А там очень высокие цены и тарифы. Мы пытаемся эту ситуацию изменить на примере Южно-Якутского проекта и добиться изменения правил заключения договоров на электроэнергию при реализации взаимосвязанных долгосрочных инвестиционных проектов, предусмотрев в них возможность свободного ценообразования для таких ситуаций. А пока единственные цены, которыми мы можем оперировать, - цены из сценарных условий РАО "ЕЭС". Но и при них показатель внутренней нормы доходности в районе 11,5%. Это почти предел эффективности. И именно этот вариант мы и представили в конце концов в заявке в правительство. А проекты ниже 10%, как правило, к рассмотрению не принимаются, потому что не считаются привлекательными для бизнеса.
А если прогнозный тариф (напоминаю, достаточно высокий) начинать снижать, мы попадаем в зону неэффективности, и это при 40% финансирования государством строительства самих гидросооружений, о чем мы говорили выше. Поэтому вопрос цены, способ ее формирования и возможная доля государства в этапах реализации проекта с целью обеспечить оптимальный конкурентоспособный уровень тарифов в будущем - эти вопросы наиболее существенны и в ближайшие три года мы еще не раз будем к ним возвращаться. Та модель (условия), которая разработана при подаче заявки в инвестфонд, позволяет очень быстро и оперативно просчитывать разные сценарии реализации наших с государством проектов. Фактически, игровая модель. Поэтому мы совместно понаблюдаем, как будет в ближайшие три-четыре года меняться ситуация с ценой и тарифами на электроэнергию в России, особенно на Дальнем Востоке, и при формировании заявки на финансирование строительства сформулируем более точные условия реализации этого проекта при участии государства. И, надеюсь, будем идти по пути, при котором государство все больше будет брать на себя финансирование инфраструктурных объектов (в нашем случае это и гидросооружения), а мы, соответственно, будем иметь возможность снижать уровень цены электроэнергии для потребителей, что обеспечит им дополнительную конкурентоспособность на мировом рынке. И выиграют от такого варианта развития будущего все, я в этом уверен.
- А как же вторая станция?
Мы ее построим обязательно, как только будем уверены, что будущие потребители серьезно взялись за свои инвестиционные проекты и их достаточно много, чтобы появилась необходимость производства энергии и на второй станции.

Ирина ЛИХАУ, газета "Якутия"
ИЦ НОРД ПИПЛ

Категория: Актуально | Добавил: np2006 (2007-06-01)
Просмотров: 1642 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 1
1 Kayli  
0
You've hit the ball out the park! Inrcdieble!

Имя *:
Email *:
Код *:
Создать бесплатный сайт с uCoz